
Странджа - горный массив на границе "Турции и Болгарии. Расположены на востоке исторической области Фракии. Площадь горного массива около 10 000 квадратных километров. На территории гор Странджа расположен крупнейший (116 136 гектаров) национальный парк Болгарии с одноимённым названием.", а еще там находятся множество фракийских святилищ, дольменов и мегалитов, так что - съездить туда всегда заманчиво, вот и съездили с моим новым другом - Вадимом, еще в сентябре месяце...
посмотрели фракийское скальное святилище "Камъка" (фото 1-8) и 3 музея археологический, исторический и природный (фото 9-17)...
святилище Вадим оч подробно описал>> на своем сайте:
"загадочная страница истории фракийцев — святилище Камъка. Расположено на вершине невысокого холма, входящего в состав горного массива Странджа, на высоте 343 метра над уровнем моря, на местном диалекте эта местность получила название «Каменска бърчина», что можно перевести, как «Каменистая возвышенность».
В отношении датировки активности святилища различные источники содержат не всегда согласованные сведения. В описании святилища, приведенном на стенде для посетителей, начало обрядовой активности датировано III тысячелетием до Р.Х. В других источниках сообщают, что на сегодняшний день научно доказанной датировки объекта не существует.
Вход на территорию святилища отмечен деревянной беседкой, рядом с которой находится стенд со схемой расположения и кратким описанием объектов. Всего на схеме указаны четыре объекта, обозначенные как Жертвенник, Каменный гриб, Солнечный диск и Солнечные часы. В целом, святилище представляет собой комплекс скальных образований, в состав которого входят камни уникальной формы, редко встречающиеся на территории Странджи.
Жертвенник представляет собой большой валун с плоской, слегка наклоненной, вершиной. На вершине легко различить круглые отверсия и углубления различной формы. Некоторые из них имеют искусственное, рукотворное происхождение, что очевидно даже не специалисту. Это хорошо известные признаки места, на котором тракийцы осуществляли обряды жертвоприношения. Такие отверстия и «ванночки» можно наблюдать во многих тракийских святилищах. В ходе этих обрядов, как правило, производилось изливание священных жидкостей, в качестве которых выступали вода, молоко, вино, благовонные масла. Интересно отметить, что аналогичные объекты встречаются на территориях многих тракийских святилищ. И там их тоже называю Жертвенниками или как то аналогично.
Рядом с Жертвенникм расположен объект, чрезвычайно редко встречающийся горах Странджа, и который не случайно относят к разряду скальных феноменов — Каменный гриб. Форма камня, действительно, напоминает форму гриба с широкой шляпкой и узким основанием. У основания Гриба находится узкий сквозной проход, с которым связывают следующее поверье. Если вы сможете пролезть через этот проход, вы «освобождаетесь» от болезней и бед на весь грядущий год. (пролез...:))
В сотне метров к востоку от Гриба и Жертвенника расположены еще два интересных объекта святилища — скальные образования, на поверхности которых нанесены изображения кругов, получивших название солярных или солнечных. В отношении этих объектов существуют гипотезы, связанные с их назначением, и нашедшие отражение в их названиях — Солнечный диск и Солнечные часы.
Солнечный диск связывают с отправлением обрядов поклонения божественному образу Солнца в соответствии с Орфической религиозной системой. Выдолбленный на поверхности скалы круг с отверстием в центре выполнял роль алтаря в храме Бога Солнца. Алтарь расположен на дне не глубокой рукотворной траншеи, сориентированной в направлении Восток — Запад.
В отношении второго объекта — Солнечные часы — существет предположение, что с его помощью производился отсчет календарных лет и определение времен года. Исследования архео- астрономов показывают, что с места расположения Солнечного диска в день летнего солнцестояния можно было наблюдать восход Солнца, начиная с 2500 года до Р.Х.
Камъка является одним из не очень многих святилищ на территории Болгарии, где можно встретить такие соларные или солнечные диски. Ряд специалистов — тракологов и архео- астрономов выдвигают гипотезу о том, что все древние тракийские святилища, на территории которых найдены такие диски, могут быть связаны с одной из ярчайших звезд — Сириус. Но эта гипотеза не была научно доказана.
Общая площадь святилища не очень значительная, и составляет примерно 0,2 Га. Но за пределами этой территории так же можно найти следы тракийского присутствия. У подножья холма Каменска бърчина раскинулся многовековой дубовый лес. Источники утверждают, что в этом лесу сохранились руины и фундаменты древних сооружений. Их назначение определить пока не удается, но просматривается характерная для тракийцев кладка. Известно, что тракийцы строили жилые дома, в основном, из дерева, а могильники и храмы — из каменных блоков." (ссылка>>)
В отношении датировки активности святилища различные источники содержат не всегда согласованные сведения. В описании святилища, приведенном на стенде для посетителей, начало обрядовой активности датировано III тысячелетием до Р.Х. В других источниках сообщают, что на сегодняшний день научно доказанной датировки объекта не существует.
Вход на территорию святилища отмечен деревянной беседкой, рядом с которой находится стенд со схемой расположения и кратким описанием объектов. Всего на схеме указаны четыре объекта, обозначенные как Жертвенник, Каменный гриб, Солнечный диск и Солнечные часы. В целом, святилище представляет собой комплекс скальных образований, в состав которого входят камни уникальной формы, редко встречающиеся на территории Странджи.
Жертвенник представляет собой большой валун с плоской, слегка наклоненной, вершиной. На вершине легко различить круглые отверсия и углубления различной формы. Некоторые из них имеют искусственное, рукотворное происхождение, что очевидно даже не специалисту. Это хорошо известные признаки места, на котором тракийцы осуществляли обряды жертвоприношения. Такие отверстия и «ванночки» можно наблюдать во многих тракийских святилищах. В ходе этих обрядов, как правило, производилось изливание священных жидкостей, в качестве которых выступали вода, молоко, вино, благовонные масла. Интересно отметить, что аналогичные объекты встречаются на территориях многих тракийских святилищ. И там их тоже называю Жертвенниками или как то аналогично.
Рядом с Жертвенникм расположен объект, чрезвычайно редко встречающийся горах Странджа, и который не случайно относят к разряду скальных феноменов — Каменный гриб. Форма камня, действительно, напоминает форму гриба с широкой шляпкой и узким основанием. У основания Гриба находится узкий сквозной проход, с которым связывают следующее поверье. Если вы сможете пролезть через этот проход, вы «освобождаетесь» от болезней и бед на весь грядущий год. (пролез...:))
В сотне метров к востоку от Гриба и Жертвенника расположены еще два интересных объекта святилища — скальные образования, на поверхности которых нанесены изображения кругов, получивших название солярных или солнечных. В отношении этих объектов существуют гипотезы, связанные с их назначением, и нашедшие отражение в их названиях — Солнечный диск и Солнечные часы.
Солнечный диск связывают с отправлением обрядов поклонения божественному образу Солнца в соответствии с Орфической религиозной системой. Выдолбленный на поверхности скалы круг с отверстием в центре выполнял роль алтаря в храме Бога Солнца. Алтарь расположен на дне не глубокой рукотворной траншеи, сориентированной в направлении Восток — Запад.
В отношении второго объекта — Солнечные часы — существет предположение, что с его помощью производился отсчет календарных лет и определение времен года. Исследования архео- астрономов показывают, что с места расположения Солнечного диска в день летнего солнцестояния можно было наблюдать восход Солнца, начиная с 2500 года до Р.Х.
Камъка является одним из не очень многих святилищ на территории Болгарии, где можно встретить такие соларные или солнечные диски. Ряд специалистов — тракологов и архео- астрономов выдвигают гипотезу о том, что все древние тракийские святилища, на территории которых найдены такие диски, могут быть связаны с одной из ярчайших звезд — Сириус. Но эта гипотеза не была научно доказана.
Общая площадь святилища не очень значительная, и составляет примерно 0,2 Га. Но за пределами этой территории так же можно найти следы тракийского присутствия. У подножья холма Каменска бърчина раскинулся многовековой дубовый лес. Источники утверждают, что в этом лесу сохранились руины и фундаменты древних сооружений. Их назначение определить пока не удается, но просматривается характерная для тракийцев кладка. Известно, что тракийцы строили жилые дома, в основном, из дерева, а могильники и храмы — из каменных блоков." (ссылка>>)
добирались мы туда за км 12-15 от Малко-Тырново по вдрызг разбитой горной дороге, куча комарья и, к удивлению - обнаружил гнуса в Болгарии...! особого впечатления на меня, после "Беглик-Таша">>, "Святилища нимф">>, "Казанлыка">> и пр. не произвело - больше там природного, чем рукотворного...
музеи тоже не впечатлили - старые, довольно бедные с небольшими экспозициями, хотя у самого Малко-Тырново история оч богатая:
На месте нынешнего города существовал фракийский посёлок, от которого остались курганные некрополи. По мнению братьев Шкорпил, здесь находилась римская придорожная станция Утсургас. Нынешний город Малко-Тырново возник к концу XVI и началу XVII века, вероятнее всего, в результате процесса переселения людей из окрестных шалашей и небольших посёлков, заселившихся около родника Големия Вриз, из которого и по сей день можно пить хорошую воду. По мнению некоторых, имя посёлка можно объяснить изобилием колючего терновника в этих местах. Первоначальное «Тръново» (от болг. трънъ, ст.-сл. трьнъ ‘терновник’) видоизменилось в «Търново», а для того, чтобы имя отличалось от имени древней болгарской столицы, к нему добавили «Малко» (малое). Первые сведения о городе более нового времени даёт Г. Энсхольм, участник похода Дибича Забалканского во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов. В своей книге «Заметки о городах за Балканом» он пишет, что жители занимались в основном овцеводством и связанными с ним ремёслами — изготовлением одежды из абы, швейным ремеслом, производством кож, обработкой козьей шерсти, прасольством, плотничьим ремеслом и гончарным ремеслом. Существовали искусные мастера ювелирного дела и менялы. В городе добывали мрамор, который применяли в строительстве дворца «Долма бахче» в Стамбуле. В десятках небольших магазинчиков процветала торговля. Во второй половине XIX века Малко-Тырново — красивый и богатый город, в котором ревностно сохранялись и соблюдались болгарский дух, обычаи и традиции. В начале XIX века было открыто первое училище при церкви, в 1840-х годах была основана светская школа, а около 1875 года — женская школа. В 1902 году в городе существовал салон для спектаклей. После Русско-турецкой войны и последовавшего за ней Берлинского договора, город Малко-Тырново остался в пределах Османской империи. Во время Илинденско-Преображенского восстания 1903 года здесь находился околийский революционный комитет, а его руководителями были Стефан Добрев, Райко Петров, Лефтер Мечев, Дико Джелепов и др. После жестокого подавления восстания жители Малко-Тырново были вынуждены покинуть свои родные края. Город сверг иноземную власть в 1912 году. (ссылка>>)
смотрите, все кликабельно:
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ||
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ||
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |