Церковь Иисуса Христа Пантократора (Вседержителя), XIII-XIV в.
Посвящена Христу Пантократору. Вседержи́тель или Пантокра́тор (всевластный, всесильный) - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.
"Церковь была построена в 13-14 веках, в период расцвета Несебъра при царе Иване Александре, периода 2-го Болгарского царства, и является одной из самых замечательных и сохранившихся средневековых церквей в Несебре, типичном представителе живописного стиля в церковной архитектуре.
Здание прямоугольной формы с размерами 16 х 6,9 метра, с двумя входами - на западе и юге. Продолговатый прямоугольник храмового пространства, из которого выступают три апсиды, делится на три части – алтарную с апсидами, центральную храмовую (наос) и нартекс (притвор). Относится к типу четырехстолпных, крестово-купольных храмов, поскольку барабан купола опирался на четыре столба, разрушенных и замененных колоннами, отмечавших крестообразный центр храма. Богато украшенный купол оснащен 8-ю арочными окнами. Свет проникает и в другие аналогичные окна на юг и север фасада. Нартекс (притвор) небольшой, со встроенной в пол средневековой гробницей. Над сводчатым перекрытием нартекса (притвора) находилась четырехгранная колокольня, ныне полуразрушенная. Подъем туда с юга вдоль узкой каменной лестницы, встроенной в стену между наосом и притвором. Апсиды изнутри полукруглые, снаружи пятистенные.
Церковь – это подлинная жемчужина архитектуры. При её строительстве использовался кирпич и природный камень, от этого вид несущих стен приобрел особый, декоративный эффект. Фасады расчленены богато декорированными слепыми нишами. Стены для нарядности украшены арками, керамическими дисками и розетками, рисунками из красного кирпича, белого камня. На внутренних стенах сохранились лишь следы первоначальной росписи. В отличие от утраченного интерьера, фасады храма почти не пострадали от времени - пестрые узоры каменно-кирпичной кладки, разноцветные керамические украшения сочетаются с разнообразными, ритмично чередующимися архитектурными деталями (закомарами, аркатурными поясками, зубчатыми карнизами). Над апсидами восточной части фасада проходит фриз из свастик, выложенный кирпичами - символом солнечного культа. Все это великолепие использовано в каждом из четырех фасадов по-разному, поэтому стоит осмотреть шедевр со всех сторон. Сейчас церковь используется как выставочный зал археологического музея. (ссылка>>)