«Я уверен, что нестинарство передается по наследству, но этого недостаточно. Многое необходимо постичь и знать, каков смысл ритуальных действий», − подчеркнул Георги Илиев, наследник двух нестинарских родов, переселившихся в с. Костѝ и с. Бродилово в 1913 г. Народный певец, председатель Фракийского клуба Свв. Константина и Елены в г. Царево, руководитель Фольклорного танцевального клуба «Хасекия», он в числе немногих молодых людей, практикующих нестинарство в его ритуально-обрядовой целостности.
«Многие связывают нестинарство с танцами в огне, что неправильно, − продолжил свой рассказ нестинар. – Есть другие элементы, которыми пренебрегали, а они являются существенной частью праздника. Во многих старинных источниках написано, что колыбелью истинного нестинарства является село Кости. Там ритуал был наиболее распространен и почитаем. Я сам почувствовал связь с нестинарством 15 лет назад, когда потерял обоих дедов в очень короткий период. Тогда я связался с организаторами праздника в Кости и отправился туда. Я не очень хорошо помню, что именно заставило меня войти в огонь, я просто сделал это. Я благодарен людям, которые открывали передо мной частицы тайн. Многое я узнал от моих друзей в Северной Греции, потомков переселенцев из сел Кости и Бродилово. Сначала меня не очень принимали, но они сами решают, кому и что открывать. Кое-что я сам узнал от своих близких. Моя прапрабабушка была нестинаркой и исполняла обряд, но ее дочь и невестка, хотя и были носителями нестинарства, не имели такой возможности из-за запретов. Они передали это моей бабушке, но не как конкретное знание, а, скорее, как рассказ о том, как проводятся ритуалы. Что касается происхождения нестинарства, я сторонник теории, что оно происходит из древнефракийских обрядов и во время христианизации местного населения переплелось с новой религией, сохраняя лишь элементы, принятые христианством». читать полностью на БНР>>