В после-выборной апатии и подготовке к вояжу в гости к salambo почему-то тянет на Стругацких...
Мбыть - потому, что гениально все наши нынешние катавасии описывали...
Четвертый пост про них, первые три здесь:
Перечитывая Стругацких...>>
Бориc Стругацкий о сути...>>
"Второе нашествие путина"...>>
Прочел «УЛИТКА НА СКЛОНЕ» /«БЕСПОКОЙСТВО», не перечитывалал ее с конца 60-х, когда она была доступна полностью только в машинописных копиях. Надо признать - не понял ее тогда, не понял за что "Байкал" закрыли, да и сейчас с трудом воспринимаю...
И вот, почему - в "Улитке", по признанию Б. Стругацкого, основная идея - "Это концепция взаимоотношения между человеком и законами природы-общества. Мы знаем, что все движения наши, и нравственные, и физические, управляются определенными законами.
Вот теперь и становится понятным, почему "Улитка" вызывала внутреннее отторжение тогда - в конце 60-х, и неприятна сейчас...
Стругацкие гениально чувствовали весь ужас "построения коммунизЬма", но в силу "воспитательной" зашорености упорно верили, что это и есть - "прогресс". Как, впрочем, и мы - тогдашние...
А хрен там...
Во-первых - никакие это ни природные и ни исторические законы, шо - после "капитализЬма неизбезно "коммунизЬм", а обыкновенное "мозгоумие" человечества, неизбежно заканчивающееся могилами...
Во-вторых - именно с прогресса наша бедная страна и свернула взад в 17-м, и именно благодаря этому херову, якобы "прогрессу", и потеряла каждого своего второго "кандида" и "переца"...
В-третьих - нет никакого противоречия "между человеком и законами природы-общества", в силу уже того, что чел сам - часть этой "природы-общества". А, есть - обыкновенный, бессовестный обман и оболванивание даже таких гениев, как Стругацкие, не говоря уж о нас - остальных...
И самое хреновое - что это опять возрождается...
P.S. А "Улитка", все-таки гениальна...:))
Мбыть - потому, что гениально все наши нынешние катавасии описывали...
Четвертый пост про них, первые три здесь:
Перечитывая Стругацких...>>
Бориc Стругацкий о сути...>>
"Второе нашествие путина"...>>
Прочел «УЛИТКА НА СКЛОНЕ» /«БЕСПОКОЙСТВО», не перечитывалал ее с конца 60-х, когда она была доступна полностью только в машинописных копиях. Надо признать - не понял ее тогда, не понял за что "Байкал" закрыли, да и сейчас с трудом воспринимаю...
И вот, почему - в "Улитке", по признанию Б. Стругацкого, основная идея - "Это концепция взаимоотношения между человеком и законами природы-общества. Мы знаем, что все движения наши, и нравственные, и физические, управляются определенными законами.
Мы знаем, что каждый человек, который пытается противостоять этим законам, рано или поздно будет сломлен, повержен, уничтожен, как был сломлен пушкинский Евгений, осмелившийся крикнуть Вершителю Истории: «Ужо тебе!..» Мы знаем, что оседлать Историю может только тот человек, который действует в полном соответствии с ее законами... Но что же тогда делать человеку, которому НЕ НРАВЯТСЯ САМИ ЭТИ ЗАКОНЫ?!
Когда речь идет о законах физических, что ж, там проще, мы как бы привыкли, притерпелись к их непреложности. Или же научились их обходить. А иногда и использовать себе во благо. Человек должен падать, – но летает. В том числе и в космос. Должен тонуть, – но живет у самого морского дна. А если жесткий закон природы не позволяет ему, скажем, двигаться вспять по оси времени – что ж, это грустно, конечно. Но это факт, с которым можно, в конце концов, смириться, и причем без особого напряжения чувств. Это факт, который (почему-то) не задевает ни гордости нашей, ни нашего достоинства.
Гораздо труднее смириться с неодолимой силой законов истории и общества. Попытайтесь представить себе, например, мировосприятие людей, которые до революции были ВСЕ, а после революции стали НИЧТО, людей, принадлежавших к привилегированному классу. С детства они знали, что мир создан для них, Россия создана именно для них, и все у них будет замечательно хорошо. И вдруг мир рухнул. Вдруг те социальные условия, к которым они привыкли, куда-то подевались, и возникли совершенно новые, безжалостные к ним и невероятно жестокие. И при этом самые умные из этих людей прекрасно понимали, что таковы законы развития общества, что это не чья-то там злая воля бросила их в грязь, на самое дно жизни, а слепая, но непреложная закономерность истории. Как они должны были к этому относиться? Как должен относиться человек к закону общества, который ему кажется плохим? Можно ли вообще ставить так вопрос? Плохой закон общества и хороший закон общества – что это такое? То, что производительные силы непрерывно развиваются – это хорошо или плохо? То, что производительные силы рано или поздно войдут в противоречие с производственными отношениями – это закон человеческого общества. Хорошо это или плохо? Я помню, мы много рассуждали на эти темы. Это было интересно. А потом – очень скоро – мы поняли, что фактически об этом и пишем, потому что судьба нашего землянина, оказавшегося среди крестьян, замордованных и обреченных – эта судьба как раз и содержит в себе если не ответ, то, по крайней мере, сам этот вопрос. Ведь там у нас существует и властвует прогрессирующая цивилизация, эта вот биологическая цивилизация женщин. И есть остатки прежнего вида хомо сапиенс, которым суждено неумолимо и обязательно погибнуть под напором «передового, прогрессивного». Так вот, наш землянин, наш собрат по виду, попавший в этот мир, – как он должен относиться к открывшейся ему картине? Историческая правда здесь на стороне крайне неприятных, чужих и чуждых ему, самодовольных и самоуверенных амазонок. А сочувствие героя целиком и полностью на стороне этих туповатых, невежественных, беспомощных и нелепых мужичков и баб, которые его, все-таки, как-никак, а спасли, выходили, жену ему дали, хату ему дали, признали его своим... Что должен делать, как должен вести себя цивилизованный человек, понимающий, куда направлен ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ ему прогресс? Как он должен относиться к прогрессу, если этот прогресс ему – поперек горла?!."
Когда речь идет о законах физических, что ж, там проще, мы как бы привыкли, притерпелись к их непреложности. Или же научились их обходить. А иногда и использовать себе во благо. Человек должен падать, – но летает. В том числе и в космос. Должен тонуть, – но живет у самого морского дна. А если жесткий закон природы не позволяет ему, скажем, двигаться вспять по оси времени – что ж, это грустно, конечно. Но это факт, с которым можно, в конце концов, смириться, и причем без особого напряжения чувств. Это факт, который (почему-то) не задевает ни гордости нашей, ни нашего достоинства.
Гораздо труднее смириться с неодолимой силой законов истории и общества. Попытайтесь представить себе, например, мировосприятие людей, которые до революции были ВСЕ, а после революции стали НИЧТО, людей, принадлежавших к привилегированному классу. С детства они знали, что мир создан для них, Россия создана именно для них, и все у них будет замечательно хорошо. И вдруг мир рухнул. Вдруг те социальные условия, к которым они привыкли, куда-то подевались, и возникли совершенно новые, безжалостные к ним и невероятно жестокие. И при этом самые умные из этих людей прекрасно понимали, что таковы законы развития общества, что это не чья-то там злая воля бросила их в грязь, на самое дно жизни, а слепая, но непреложная закономерность истории. Как они должны были к этому относиться? Как должен относиться человек к закону общества, который ему кажется плохим? Можно ли вообще ставить так вопрос? Плохой закон общества и хороший закон общества – что это такое? То, что производительные силы непрерывно развиваются – это хорошо или плохо? То, что производительные силы рано или поздно войдут в противоречие с производственными отношениями – это закон человеческого общества. Хорошо это или плохо? Я помню, мы много рассуждали на эти темы. Это было интересно. А потом – очень скоро – мы поняли, что фактически об этом и пишем, потому что судьба нашего землянина, оказавшегося среди крестьян, замордованных и обреченных – эта судьба как раз и содержит в себе если не ответ, то, по крайней мере, сам этот вопрос. Ведь там у нас существует и властвует прогрессирующая цивилизация, эта вот биологическая цивилизация женщин. И есть остатки прежнего вида хомо сапиенс, которым суждено неумолимо и обязательно погибнуть под напором «передового, прогрессивного». Так вот, наш землянин, наш собрат по виду, попавший в этот мир, – как он должен относиться к открывшейся ему картине? Историческая правда здесь на стороне крайне неприятных, чужих и чуждых ему, самодовольных и самоуверенных амазонок. А сочувствие героя целиком и полностью на стороне этих туповатых, невежественных, беспомощных и нелепых мужичков и баб, которые его, все-таки, как-никак, а спасли, выходили, жену ему дали, хату ему дали, признали его своим... Что должен делать, как должен вести себя цивилизованный человек, понимающий, куда направлен ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ ему прогресс? Как он должен относиться к прогрессу, если этот прогресс ему – поперек горла?!."
Вот теперь и становится понятным, почему "Улитка" вызывала внутреннее отторжение тогда - в конце 60-х, и неприятна сейчас...
Стругацкие гениально чувствовали весь ужас "построения коммунизЬма", но в силу "воспитательной" зашорености упорно верили, что это и есть - "прогресс". Как, впрочем, и мы - тогдашние...
А хрен там...
Во-первых - никакие это ни природные и ни исторические законы, шо - после "капитализЬма неизбезно "коммунизЬм", а обыкновенное "мозгоумие" человечества, неизбежно заканчивающееся могилами...
Во-вторых - именно с прогресса наша бедная страна и свернула взад в 17-м, и именно благодаря этому херову, якобы "прогрессу", и потеряла каждого своего второго "кандида" и "переца"...
В-третьих - нет никакого противоречия "между человеком и законами природы-общества", в силу уже того, что чел сам - часть этой "природы-общества". А, есть - обыкновенный, бессовестный обман и оболванивание даже таких гениев, как Стругацкие, не говоря уж о нас - остальных...
И самое хреновое - что это опять возрождается...
P.S. А "Улитка", все-таки гениальна...:))