Когда снимал эту мозаику - сильно удивился - оч уж похожа на византийскую, оказалось - там целая история (уволок у dm1795):
"Мозаика эта связана с одним из интересных моментов в истории церкви.
В 787 году состоялся Второй Никейский Собор, на котором были отменены иконоборческие запреты (кстати, интересное совпадение - запрет на изображение Бога в христианстве появился практически одновременно с возникновением ислама, в котором это тоже запрещено). После этого собора вновь было разрешено "восхищаться" ликами Иисуса и Марии, и помещать их в церкви. Однако, когда греческий документ попал в Рим, при переводе была сделана ошибка, и вместо "восхищения" использовалось слово "поклонение" (adoratio), которое означало идолопоклонство. Вот такие нюансы. Ошибочный перевод попал ко двору Шарлеманя и, неведомо по каким причинам, был там принят за официальный документ из Константинополя, и породил много волнений. Теодульфу было поручено написать от имени короля, защитника истинной христианской веры, документ, опровергающий идолопоклонство, чтобы отправить его Папе. Этим он и занимался с 791 по 793 года и создал главный труд его жизни, "Opus Caroli". Однако затем Шарлемань узнал, что Папа полностью поддержал собор, и вообще разобрался в чем было дело, и манифест был сдан в архив. Теодульф воспринял это как свое поражение, и идеи его манифеста полностью нашли свое отражение в мозаике.
Теодульф, как впрочем и вся испанская традиция того времени, признавал изображения в церкви либо как элемент украшения, либо как напоминание о прошедших событиях. Он опровергал тезис Никейского собора, что поклонение образу по сути является поклонению источнику вдохновения художника, считал это поклонением иллюзии. Он был категорически против возникшего и распространившегося и в его епархии обычая ставить свечи перед образами, курить благовония иконам и оставлять перед ними небольшие пожертвования. Поэтому изобразить у алтаря своей личной церкви Христа он не мог, но требовалось что-то очень сильное и символичное. Символика произошла из Opus Caroli, идеи изображений пришли из Римских церквей. Все символы, описанные ниже, происходят из интерпретации различных частей этой книги.
В центре композиции находится Ковчег Ветхого Завета, символ истоков христианства.
Два херувима, смыкающиеся крыльями, символизируют единство перед лицом Бога народа, которому Завет был передан до пришествия Христа (т.е. иудеев) и христиан, обретших истину только после пришествия. Эта версия поддерживается крестом в нимбе ангела, который слева на фотографии. По Теодульфу, две религии должны в конце концов объединиться перед лицом единого Бога.
Большие ангелы символизируют в сравнении с малыми рост авторитета церкви в мире после обретения Нового Завета.
Далее, Ковчег представлен пустым. Все откровения Ветхого Завета уже ниспосланы, мир обрел Истину в виде Христа.
Под ковчегом угадывается Иордан (он хорошо виден на старых акварелях, изображающих мозаику). Пронесение Ковчега через Иордан в Ветхом Завете виделось Теодульфу как аналог христианского крещения, открывающее дорогу на небеса целому народу.
Вот обработанный компьютером вариант акварели 1916 года, где помечены все элементы:
Посредине, между херувимами, рука Спасителя со следами от распятия. По Теодульфу, Бог-сын есть голос Бога-отца, единый источник обоих Заветов, представленных херувимами. И рука эта показывает, через ковчег, на Евхаристию (причастие, плоть и кровь Христа), находящуюся на алтаре.
Вот так теолог, не согласный с тенденциями своего времени, выразил свой протест и показал, как можно передать идеи христианства языком образов, не прибегая к "идолопоклонству". Впрочем, вряд ли эта мозаика была бы оценена по достоинству простой паствой."
автор - dm1795
А сама церковь в основе - это часовня Теодульфа в Жерминьи-де-Пре (806 год н.э.) достроенная в XIV веке - http://www.ruicon.ru/arts-new/mosaics/1x1-dtl/epoha_karolingov/kovcheg_zaveta/