Александр (av_klement) wrote,
Александр
av_klement

Государева служба - "до" и "сейчас"...:)

С подачи Трёхшурупов trishurupa прочел как устроена бюрократия (пишет Виталий Недельский, бывший министр по управлению государственным имуществом Свердловской области)...
Занятно...общался с ними довольно близко - все верно...
Интересно сравнить с системой 70-х - начала 80-х, когда сам был "махровым бюрократом" (февраль 1983 - апрель 1988 г.г. - нач отдела Госстроя БАССР, сейчас - министерство строительства и архитектуры)...

Сразу оговорюсь - речь идет о системе гос управления, а не системе власти - "тогда" власть была в райкомах и обкомах, "сейчас" - хрен поймешь, но видимо - у бывших спецслужб. Так, что - именно о ГОСУПРАВЛЕНИИ речь. И именно - УРОВЕНЬ РЕГИОНА, а не центра...

Итак - сравним:
1. Сейчас: "востребует к себе на работу в Систему людей двух основных типов – Начальников и Исполнителей"...
Тогда: ну, это любая "система" требует, так что - то же самое...
2. Сейчас: "Как правило, это две различные, почти не пересекающиеся касты, попадание в которые особо никак не связано с личными талантами или интеллектуальными способностями. Исполнителями становятся те, кто пришел на госслужбу работать, окончив ли академию госслужбы или просто по конкурсу на низшие должности специалистов и постепенно или очень постепенно поднимаясь вверх по служебной лестнице. Начальник отдела – вот предел для большинства из них. Переходная ступень – начальники департаментов". "Для большинства – это предел. Дальнейшее совершенствование профессионального мастерства и уровня знаний и компетенций слабо коррелируется с вероятностью попадания в «высшую лигу». Там начинают играть другие правила."
Тогда: Каста была единой, особых "барьеров роста" сильно не наблюдалось. Главное, что ценилось - профессионализм (ну, еще и "преданность делу марсизЬма-ленинизЬма, естественно, но это уже "за рамками"). "Исполнитель" легко рос до нач. и выше. Это даже поощрялось. Кадры исполнителей набирались в основном - с производства, "академиев" тогда не было...
3. Сейчас: "Начиная с замов министра и министров начинается другая каста. Начальники. Они берутся из знакомых и друзей. Друзей друзей и знакомых знакомых. Конечно, некоторое соответствие опыта и образование должности должно быть, но не критично. Главное, как говорят – доверие." "реализовалась модель, при которой образуются своеобразные кланы, но не родственные, а вассальные". "на Начальника как правило, стараются пригласить своих, ориентируясь главным образом не на профессионализм или компетентность в этой сфере, а на уровень доверия, личной преданности и способности мобилизоваться для решения конкретных задач, если надо. Почему не столь важен профессионализм понятно – это компетенция Исполнителей"...
Тогда: Всяко бывало, но в основном - в "начальники" шли именно профессионалы, и с опытом работы снизу, на производстве. Главный "отсеиватель" была - КПСС, власть. А ей нужны были профи на госслужбе, так как сама была туповатой...
4. Сейчас: "в силу сложившейся традиции, когда меняется лидер верхнего уровня (например министр или губернатор), то его ближайшее окружение тоже постепенно или сразу снимается с места и плывет вслед за ним, а на их места приходят соответствующие сотрудники «новой команды»". "можно сформулировать закон полураспада чиновников, который в современной  России составляет в среднем 3 года. То есть в течение трех лет в  региональном уровне власти меняется половина Начальников"...
Тогда: Не было такого, вернее с "уходом" начальника и менялись люди, но не сильно - могли за это и по шапке дать. Да и "срок службы" начальников был дааалеко дольше, чем три года, чаще всего - до пенсии...
5. Сейчас: "Также интересно то, что Начальники всегда очень сильно заняты. Совещания у их Начальника. Совещания с другими Начальниками. Совещания с подчиненными исполнителями. Море входящих и выходящих документов. Все чего-то от тебя хотят. Чтобы ты решил. Чтобы подписал. Завизировал. Просто поговорить. Просто представиться. Договориться. Посоветовал к кому обратиться. А еще поручения общественного характера. Короче, времени спокойно посидеть и обдумать какую-нибудь одну проблему категорически нет. Нет времени подумать вообще. Думать приходится на ходу, на бегу."...
Тогда: Хрен там - "на бегу", решения готовились капитально и долго, а "думать" начальникам приходилось "во внеурочное время", после 19-00 и "до упора", пока 1-й секретарь не уедет...
Пустых "совещаний" тоже было навалом, но все же в проблему они не превращались...
6. Сейчас: "Ну не на зарплату же жить, в самом деле. Зарплата у регионального министра около 100 тысяч рублей в месяц. У губернатора немного побольше, но не на порядок."...
Тогда: Не было таких "зряплат". Исполнитель - 120-240, начальник - 240-350. Почувствуйте разницу...:)
(это уровень регионов - в Москве наверное было побольше, не считал...:))
7. Сейчас: "Доминирующая система управление – по указаниям".
Тогда: Ну, в тоталитарных системах иного и быть не может, так, что - "по указаниям" тоже доминировала. Другой вопрос - кто и куда "указывает". Тогда - партия нет-нет, да верно "указывала" (редко, правда). А сейчас хрен поймешь кто и куда...:)
8. Сейчас: "Основа работы государственной машины, как у хорошего арифмометра – по указаниям старшего Начальника. Они бывают устные и в виде письменных поручений на бегунках. Так не промахнешься, не сделаешь лишнего, успеешь отчитаться, не попадешь впросак. При этом сами руководители уверены, что они работают как минимум по целям. Однако если взять руководящие документы – утвержденные Стратегии 2020, планы, целевые программы, то между провозглашенными там целями и доступным чиновнику инструментарию влияния на эти цели лежит пропасть. Не говоря уже о том, что в одиночку он на них влиять не в состоянии. Простой пример – ввод жилья. Каждый год каждый губернатор и его правительство отчитывается – сколько его область построила жилья. Есть соответствующие программы. Однако конец года всегда один и тот же – лихорадочное упрашивание частных строителей дать информацию сколько они введут до 31 декабря. И это еще тот показатель, на который власть при желании может влиять, хоть почти и не делает этого. Совещания не в счет. А еще есть сотни, на которое не влияет никак."
Тогда: Ну, в основе тоже на "письменных поручениях на бегунках", но вот влиять на результат можно было вполне, а "без результата" просто выпирали из системы. Тот же "ввод жилья" - полный контроль, и обязательные "ежегодные темпы прироста" - неукоснительно...! И попробуй - не выполни...!
9. Сейчас: "Проектное управление – это вообще высшая математика. Начнем с того, что ему надо отдельно учиться, а потом отдельно практиковать. Когда люди, никогда не занимавшиеся ни тем, не другим начинают отвечать за его внедрение, дело всегда заканчивается красивым промежуточным отчетом и необходимостью увеличить финансирование"...
Тогда: Маловато, но было. В частности - у нас в Башкирии довольно успешно работала программа градостроительства, вплоть до того, что существовала система ограничения этажности в малых городах (я ввел - горжусь...:))
10. Сейчас: "Им не стоит тешить себя иллюзиями, что если они начальники, то и вправду могут принимать какие-то решения. Они могут только толкать шестеренки и то только в одну сторону. Решения принимает пользователь арифмометра. Он же заказывает расчеты. Пользователь у арифмометра в один момент времени может быть только один. Иного физика не позволит"...
Тогда: Да, нет - тогда начальник мог принимать решения, (в пределах марксизЬма-ленинизЬма - само-собой) и на уровне региона, и согласовав в Москве, естественно, но мог...
11. Сейчас: "Сегодня, к сожалению, наша система власти превратилась в самодостаточную корпорацию, которой почти нет необходимости быть соединенной с обществом и миром. Она загружена до предела решением внутренних проблем, которая сама же себе и генерирует. Особенно это касается региональной власти, поскольку муниципалитеты ближе к земле, а федералы ближе к небу. Для страны это довольно опасно, поскольку такая система власти не способна работать в условиях кризиса, а тем более – системного кризиса, в который довольно быстро погружается цивилизация"...
Тогда: Если о "власти", то ничем не отличалась она тогда - тоже "превратилась в самодостаточную корпорацию, которой почти нет необходимости быть соединенной с обществом и миром. Она загружена до предела решением внутренних проблем, которая сама же себе и генерирует" - тоталитарная власть иной и не бывает...
А вот если о ГОСУПРАВЛЕНИИ, то - тогда оно было намного эффективнее. Простой пример - нас в Госстрое было 60-т с чем-то чел - управляли всей территорией, строительство, проектирование и пр...вплоть до назначения глав-архов на местах. Сейчас в Министерстве - за 250 чел, и чем они там заняты - хрен поймешь, и стройка в глуууубокой ж...

Резюме: "Нет, Генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели...:(

P.S. Не дай Бог - кто-то подумает, что я "воспеваю поэзию прошлого"... Ни боже мой - совок, он и в африке совок и цели у него были вполне людоедские. Но "искусство управления" все же было повыше нынешнего - бандитского...
Tags: Про жисть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments