Category: архитектура

klement

"ОСЕНЬ19", день второй - Килифаревский монастырь „Рождества Богородицы”...

DSC07238-Пано_1.jpg

в программе у нас были несколько старых монастырей, но задержавшись на Перпериконе, мы смогли увидеть только один - Килифаревский...
интересен он тем, что в нем служил монахом Кипран - будущий "митрополит Киевский и всея Руси (1389—1406), единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды", тот самый, вместе с которым прибыл на Русь Феофан Грек...

"Килифаревский монастырь Рождества Богородицы находится в 16 км южнее Велико-Тырново и примерно в 5 км после города Килифарево. Монастырь, вместе с фресками и иконостасом церкви был объявлен памятником культуры в № 51 газеты „Державен вестник” от 1973 г.

Килифаревский монастырь был основан около 1350 г. Святым Феодосием Тырновским (болгарским духовником и отшельником, канонизированным в святые), которому оказал содействие царь Иван Александр (правивший в 1331-1371 гг.). Перед его уничтожением османскими турками в 1393 г. в монастыре кипела деятельность по созданию книжности –сочинялись и переводились жития, проповеди, богослужебные книги и т.д.
На сегодняшнем месте святая обитель была вновь воздвигнута в 1718 г., но в 1793-1798 годах вновь подверглась разрушению. Очередное восстановление было начато в 1842 г., когда известный болгарский зодчий ХІХ в. Николай Фичев (Колю Фичето) занялся одновременным строительством церкви Святого Димитра и жилищных построек. Для нового храма использовались материалы старого храма, а старая церковь Рождества Богородицы была превращена в часовню в честь Святого Феодосия Тырновского. В монастыре есть еще одна часовня - Святого Ивана Рильского, причем все они являются частью церкви Святого Димитра. В церкви посетители могут увидеть иконостас, сделанный мастерами Тревненской школы резчиков, а также ряд впечатляющих икон.
Ныне Килифаревский монастырь это действующая женская обитель, храмовый праздник которой отмечается 8 сентября. При проявленном желании служители монастыря могут рассказать немало подробностей о его истории. В монастыре можно переночевать."
(bulgariatravel.org)

конечно, от старого монастыря там ничего не осталось, но все равно мы как бы прикоснулись к таинству прошлого и почувствовали - вечер, закатное солнце, абсолютная тишина и покой, тихий шепот вечности...
смотрите (кликабельно):
DSC07250-HDR.jpg
DSC07244-HDR.jpgDSC07256.jpgDSC07264.jpg
klement

Двор кириллицы (Плиска)...


2 мая 2015 г. тишина в небольшом селении Плиска, бывшей первой столице Болгарского государства, была оглашена прибывающими тысячами людьми. Повод был знаменательным - празднование 1150-летия Крещения болгар в восточно-православную христианскую веру. Старая Базилика встретила высших духовных и светских личностей со всего славянского сообщества на Божественной святой литургии по случаю праздника.

Большая часть человеческого множества собирается и на поляне на противоположном конце городка. Они ориентируются по огромному 12-метровому кресту, который возвышается за высокой каменной стеной. На нем весит герб со старой болгарской розеттой, обрамленной именем Плиски и заветом Аспаруха "Здесь будет Болгария!" На обычных деревянных воротах обычными буквами написано: Двор кириллицы. В день праздника ворота открываются, чтобы встретить первых посетителей одного уникального не только для Болгарии, но и для мира, культурно-исторического комплекса.

О создании этого своеобразного дома букв кириллицы рассказывает его инициатор - Карен Алексaнян - армянин, поселившийся в Болгарии и научивший многое о нашей истории:

"Из частичных данных, достигших до нас из "Жития св. Климента Охридского" от Феофилакта Охридского, мы узнали, что после смерти св. Мефодия 6 апреля 855 г. в Европе начались мучения над его и св. Кирилла учениками. Более молодые из них были отвлечены в рабство, а пожилые - выгнаны.

Климент, Наум и Ангеларий успели достичь до Белграда, который в то время был болгарской пограничной крепостью. Там их встретили с радостью и отправили с почестями в Плиску к царю Борису, потому что они "мечтали о Болгарии", а царь "давно жаждал таких ученых людей". По их прибытии в столицу (около 866 г.), Борис разместил Климента и Наума в доме боила Есхача, а Ангеларий - у другого своего доверенного боила Чеслава. Некоторое время царь хранил в тайне пребывание в Плиске носителя новой славянской письменности, "пока приготовим полностью то, что надо сделать". Но сам он был охвачен сильным желанием "каждый день разговаривать с ними".

Именно под воздействием прочтенного в житие, я увидел в своем воображении дом Есхача, где Климент, Наум и Ангеларий переработали глаголицу в кириллицу, сообщили радостную новость царю Борису и пригласили его, чтобы показать ее. Я представил себе царя, сидящего на троне в одном конце двора, а перед ним - буквы, выстроенные как солдаты церковной славянистики. Напротив фигуры Бориса, в дали, перед западной стеной, я видел большой крест, а перед ним как белые видения - образы св. Кирилла и св. Мефодия. Книга в их руках была написана на глаголице, но их взгляды благословляли новые буквы кириллицы.

Так родилась идея создания Двора кириллицы. К сожалению, не известно, где точно были дома боилов, в которых творили ученики Кирилла и Мефодия. Может быть Господ привел меня и показал место, где были созданы буквы. Этого мы не узнаем, остается только надеяться и мечтать, что это так и есть".

Респект перед делом царя крестителя и объединителя болгар представляет собой часовня в конце двора - "Св. Борис I Креститель". Очень простая и в то же время - внушительная со своими каменными стенами, резьбовым алтарем и иконой царя-святого. Аскетическая атмосфера в часовне помнит тайное крещение Бориса и внушает единение правителя и духовника, непримиримого борца за христианизацию болгар и смиренного монаха, ищущего душевного успокоения после трудных лет своего царствования.

Часовня освящена 25.04.2015 г. Варненско-Преславским митрополитом Иоанном. По воле создателя, каждая свеча, зажженная в часовне святого, является лептой для поддержания церкви в Плиске.

Справа от тяжелых ворот часовни находится камень с крестом – хачкар. Это самый простой, но и самый величественный символ старейшего христианского государства - Армении. С начала своего создания по сегодняшний день земля усеяна более чем 100 000 подобных памятников. Проходил какой-нибудь мастер по своему пути, видел каменный валун и начинал тесать на нем крест. Потом уходил и оставлял христианский знак, чтобы все знали, что эта земля священная. Поэтому все хачкары разные и неповторимые. Как установленный во Дворе, на котором написано на армянском: "Этот камень хачкар установлен в честь прославления болгарского народа по случаю 1150 лет Крещения".

Высокие более 2 м буквы кириллицы сделаны в Армении 12-ю армянскими скульпторами, во главе с народным мастером Рубеном Налбандяном, и перевезены в Болгарию на 2 грузовиках. Натуральный черепичный цвет песчаного туфа, из которого сделаны скульптуры, излучают тепло и силу армянской земли. Шесть из букв исписывают имя первой болгарской столицы ПЛИСКА. Остальные расположены свободно на площади, покрытой травой, без следования алфавитного порядка. Потому что каждая имеет свое послание с изображениями и своими орнаментами.

Скульптуры царя Бориса и св. Кирилла и св. Мефодия сделаны болгарским скульптором Бехчетом Данаджи. Комплекс включает в себя и галерею с постоянной экспозицией, рассказывающей картинами историю Крещения, принятие кириллицы в Болгарии и признание церковных славянских книг христианским миром. Имеется конференц-зал и сувенирный магазин. Все они дополняют общий ансамбль комплекса.

Двор представляет собой открытое солнечное лицо каждого дома. Создает ощущение простора, но и защищенности своими прочными стенами. Это вход к своему, но и начало пути для его обитателей к миру других. Люди обставляли свои дворы с любовью, содержали их в чистоте и заполняли их жизнью и красотой. Таким является и Двор кириллицы - место, где буквы кириллицы возвращаются домой, подарив свет и знание одной значительной части человечества.

Двор кириллицы высказывает огромную благодарность г-ну Агабабяну Ашоту Сергеевичу, депутату Народного собрания Армении, за неоценимую и бескорыстную помощь в организации поставки букв и хачкаров в Болгарию.
(ссылка>>)


в самой Плиске (а историческая столица находиться в нескольких километрах дальше) мы посмотрели памятник царю Борису I - "правителю Болгарии с 852 по 889 годах, принявшему христианство в качестве государственной религии" (фото 1) и интересный и необычный комплекс - "Двор на кирилицата"...
создал его армянин - Карен Алексaнян, что сразу стало понятно, как только мы вошли во двор и увидели буквы кириллицы из армянского туфа с характерной резьбой, там же - прекрасные скульптуры Кирилла и Мефодия, царя Бориса, часовня, и оч интересный музей - своеобразная иконография болгарской истории...
а рядом - целый гостевой комплекс и великолепный ресторан, впервые попробовал хачапури и долму...:)
смотрите (все кликабельно):
klement

роясь в архивах 18.04.2016 - Рильский монастырь...


Рильский монастырь - это национальное достояние Болгарии, духовный и культурный ее центр, поэтому наше "Сакральное путешествие" не могло его минуть...
история его оч интересна, и начинается еще в X веке, правда от того времени ничего уже не осталось - самое старое строение: башня Драговола XIV века (фото 9):
Рильский монастырь, (болг. Манастир «Св. Иван Рилски») — крупнейший ставропигиальный мужской монастырь Болгарской православной церкви. Расположен на северо-западе горного массива Рила, в 117 км к югу от Софии в долине реки Рильской (левый приток реки Струмы) на высоте 1147 м над уровнем моря.
Основан в конце X века. В 1983 году был включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рильский монастырь особенно активно посещаем туристами, останавливающимися в Софии или бальнеологическом и одновременно горнолыжном курорте Боровец.
По преданию, основан в 30-е годы X века преподобным Иоанном Рильским (876—946 гг.), чьё имя он носит начиная со времени правления болгарского царя Петра I (927—968 гг.). Святой Иоанн жил в пещере недалеко от нынешнего монастыря, тогда как сам монастырь был построен его учениками, пришедшими в горы, чтобы продолжить обучение.
Почти с самого момента своего создания, монастырь поддерживался и почитался правителями Болгарии. Почти каждый глава Второго Болгарского царства до самого завоевания Болгарии турками-османами жаловал значительные суммы монастырю, за счёт чего он стал культурным и духовным центром Болгарии. Расцветом монастыря был период с XII по XIV вв.
В XIV веке, после землетрясения, монастырь основательно перестроил местный феодал Хрельо Драговол, превратив его в солидно укреплённый архитектурный ансамбль. Тем не менее в середине XV века турки разграбили и разрушили это святое место. До наших дней сохранилась башня (1334—1335 гг.), названная в честь Драговола, а также трон епископа и резные ворота сгоревшей в 1833 году средневековой церкви.
Во второй половине XV века началось духовное и культурное возрождение монастыря. В 1466 году три брата из Кюстендила Давид, Теофан и Йоасаф добились в Константинополе у султана специальной охранной грамоты и заключили договор о взаимопомощи между Рильским монастырём и монастырём Святого Пантелеймона на горе Афон (оригинал этого документа хранится в музее монастыря). В 1469 году они перенесли сюда из разрушенной турками столицы Тырново мощи Иоанна Рыльского. Возрождался и обустраивался монастырь и благодаря пожертвованиям Русской православной церкви, в 1558 году в Москву, в поисках денег, церковной утвари и книг рильскими монахами была отправлена целая делегация. В XVI—XVII вв. расширяются контакты и с другими соседями — сербскими, румынскими, греческими монастырями, и особенно со славянскими монастырями на Святой горе.
В годы господства османов, монастырь выступал в роли хранителя болгарского языка и культуры. Во времена болгарского Национального Возрождения (XVIII—XIX века), монастырь сгорел в пожаре (1778, 1833), но был восстановлен. Вся страна собирала деньги. Именно тогда территория монастыря приобрела нынешний облик. В 1844 Неофит Рильский учредил при монастыре школу.
В монастыре хранятся мощи Иоанна Рыльского и чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») с тридцатью двумя четырёхугольными перегородками с мощами святых, одна из трех самых чтимых икон в Болгарской Православной Церкви [1] (недоступная ссылка).
В 1976 монастырь был признан национальным историческим памятником, а в 1983 — объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1991 монастырь подчиняется Священному Синоду Болгарской Церкви.
25 мая 2002 папа Иоанн Павел II посетил монастырь во время своего паломничества в Болгарию.
(ссылка>>)

суровый, большой и оч красивый монастырь, сама дорога к монастырю оч красивая...
погода была с дождичком, снегом и пронзительным ветром, но когда мы вошли внутрь, то мы невольно перестали обращать на это внимание, и нас охватило чувство какого-то пиетета,...там возможны только тихие разговоры полушепотом и созерцание прекрасного...
великолепен главный соборный храм „Рождество Богородично" (фото 4,5,7, 10) весь покрытый ковром прекрасной мозаики фресок (фото 11-15) , и хотя он всего XIX века, но торжественен и строг, как подлинный византийский, жаль внутри темновато и нельзя фотографировать...
великолепны аркады монастырских строений (фото 6,8), сурова и надменна башня Драговола (фото 9), там сама природа вокруг монастыря сурова и чудна - мы обошли его почти вокруг, направляясь к древнему монастырскому кладбищу, костнице и небольшой кладбищенской церкви „Въведение Богородично" с фресками XVIII века (фото 18-20)...
это действительно - была вершина нашего путешествия, смотрите (все кликабельно):
klement

тихая Жеравна...

DSC06282_1-HDR.jpg
съездили в Архитектурно–исторический заповедник - село Жеравна:
"Жеравна расположено в горах Стара-Планина, в 12 км от г. Котел, в 50 км от г. Сливен, в 110 км от г. Бургас и в 330 км от Софии. Люди здесь жили еще в глубокой древности. В ХVІІ в. Жеравна превращается в крупный ремесленный и культурный центр с населением в несколько тысяч человек, с главной улицей и множеством лавок и мастерских. Помимо разных видов ремесел, основным промыслом населения было овцеводство.
В наши дни Жеравна является архитектурным и музейным заповедником с хорошо восстановленными домами периода Болгарского возрождения (ХVІІІ-ХІХ вв.), которые расписаны и имеют множество элементов резного искусства, с узкими мощеными улочками и многочисленными каптированными источниками. В окрестностях из недр земли бьет несколько родников, вода которых подводится к специальным каменным сооружениям для нее. 172 здания в этом селе объявлены памятниками культуры.
До сих пор в этом селении отреставрировано и возрождено 150 объектов, среди которых церковь Святого Николая, построенная в 1834 г. В ней ныне представлена богатая коллекция икон, каменной пластики и церковной утвари. Интерес для туристов представляют Дом-музей Йордана Йовкова, Дом-музей Саввы Филаретова с выставкой об истории Жеравны, Дом-музей Руси Чорбаджи с экспозицией „Быт и культура Жеравны в период Возрождения”.
Родной дом видного болгарского писателя Йордана Йовкова (1880-1937 гг.) находится на площади „Голямо бырдо”. В нем Йовков жил до 13-летнего возраста, когда вся семья переселилась в Добруджу. В 1957 г. здание было превращено в музей с сохранившейся обстановкой, в которой жил писатель. Дом объявлен памятником архитектуры и строительства в номере 53 газеты „Державен вестник” от 1978 г. Экспозиция, включающая его документы, рукописи и фотографии, рассказывает о жизни и деятельности Йордана Йовкова. Это скромная одноэтажная постройка из двух комнат и небольшой прихожей. В одной комнате представлен облик типичной для этого края обстановки в комнате с мебелью и посудой, местом, где спала семья. В другом помещении показаны произведения писателя. Наибольшую ценность представляет ручка, которой были написаны „Старопланинские легенды”. Этот сборник рассказов был вдохновлен именно сказаниями родного края. Во дворе, утопающем в зелени, сооружен памятник, на котором Йордан Йовков изображен задумавшийся, сидя на стуле. Писал этот человек для детей и взрослых и его произведения переведены более чем на 20 языков мира. Среди его наиболее известных произведений значатся именно „Старопланинские легенды”, „Вечера в Антимовском постоялом дворе”, „Если б могли говорить», драмы „Албена” и „Боряна” и другие.
В здании школы, построенной в 1867 г. находится картинная галерея, в фонде которой более чем 450 произведений болгарских и зарубежных художников. Здесь ежегодно проводятся выставки гостящих художников или этнографические выставки разных музеев страны. В доме Руси Чорбаджи можно рассмотреть оригинальную экспозицию, представляющую различные ремесла со времени периода Болгарского возрождения, какие практиковались в этом селении. Впечатление производят огромный ручной стан, а также легкие льняные ткани, сотканные местными умелицами. Дом был объявлен памятником архитектуры и строительства в № 53 газеты „Державен вестник» от 1978 г.
В сельском парке Добромирица, что рядом с селом, ежегодно во второй половине августа проводится Национальный фестиваль народных костюмов. На табличке у входа написано, что плохое настроение и вход без народной одежды категорически запрещен. В фестиваль включены песни и танцы из разных концов страны – исполнения 100 каба-гайд (волынки с низким тоном), зурн (духовой инструмент) из Петричского края, игры ходящих по раскаленным углям (нестинаров) и ряженых со всей страны, самобытные произведения ремесленников и блюда.
Места для ночевок туристов в Жеравне позволяют познакомиться с духом и старинным стилем архитектуры. Здесь нет гостиниц с современной, ультрамодной архитектурой и все гостевые дома это отреставрированные жилища времен Болгарского возрождения, в которых и обстановка под стать той эпохи."
(ссылка>>)

не сезон - АбсолютнО пусто, все закрыто - село как вымершее, даже пожрать негде, хотя на каждом шагу "механа" и "кыща за гости"...
старинные дома, атмосфера прошлого века, оч атмосферно, но... чес говоря - малость разочаровала меня Жеравна, слишком все неухоженно, запущенно, грязновато, летом, конечно, веселее будет, но...это ж один из объектов гордости - можно было и поухаживать, однако...!
смотрите, все кликабельно:
DSC06357-HDR.jpgDSC06339-HDR.jpgDSC06330-HDR.jpg
DSC06345-HDR.jpg
DSC06324-HDR.jpgDSC06312.jpgDSC06309-HDR.jpg
DSC06315-HDR.jpg
DSC06288-HDR.jpgDSC06303-HDR.jpgDSC06282-HDR.jpg
klement

Манастир Свети Георги, Поморие...


Свети Великомъченик Георги Победоносец - Мъжки Манастир гр. Поморие, или Монастырь Святого Георгия (Поморие) в вике:
"мужской православный монастырь в городе Поморие, Болгария, на берегу Чёрного моря. Год основания обители неизвестен, однако предполагается, что он был основан в начале XIX века. Земля на месте монастыря принадлежала турецкому бею — Селиму, который страдал от неизлечимой болезни. У него работал некий болгарин, которому приснился сон, что в определённом месте есть чудотворный источник, вода которого способна исцелять болезни. Сначала болгарин не обратил внимание на сон, но во сне ему стал являться прекрасный всадник на белом коне — Святой Георгий Победоносец. Растревоженный снами болгарин раскопал место и нашёл мраморный барельеф святого Георгия. Когда он достал барельеф, на месте стала струиться вода — он обнаружил чудотворный источник. Он рассказал своему господину о снах и находках. Селим-бей удивился и вызвал местного православного владыку. Тот прочитал над ним молитвы, после чего окропил Селим-бея водой из источника, и Селим-бей выздоровел.
Поражённый чудом Селим-бей крестился со всей своей семьёй. На земле около источника была построена часовня, а затем и монастырь, земли же Селим-бей подарил монастырю. По преданию, первым настоятелем обители и стал сам Селим-бей.
В 1935 году монастырь был передан Сливенской митрополии Болгарской православной церкви"
- предания рассказывают (это есть на территории монастыря), что еще до основания монастыря на том месте в VII веке существовал храм, который тоже был посвящен Святому Георгию. Но после начавшегося османского нашествия на болгарскую землю, здание было разрушено. В древний город Анхиало, а ныне город Поморие христианство проникло еще в конце I ваека. По преданию через Анхиало, который был тогда большим административным и портовым центром проходил Святой Апостол Андрей по дороге в Киев. Во времена императора Диоклетиана (284 - 305) из Фригии есть упоминания о том, что святая Севастиана посещала Балканский полуостров и проповедовала в Анхиало. В то время город был уже церковным центром.

мы с Женей туда поехали, чтобы сфотографировать мощи, но мощей не нашли (постеснялись спросить), а вот маленький музей нам любезно открыли - музей совсем небольшой, но интересный: атрибутика церкви, иконы, старая утварь, рукописные книги, даже старинные монеты, очевидно найденные на территории монастыря, некоторые экспонаты оч интересны: на фото 9 икона явно века XV-XVI...
к сожалению экспонаты не атрибутированы и нет табличек, так что сказать где и что трудно - смотрите (кликабельно):
1.
2.3.4.
5.
6.7.8.
9.
10.11.12.

святыни монастыря: барельеф святого Георгия, найденный над источником и чудотворная икона святого Георгия Победоносца.

монастырский источник с чудотворной водой, как понял - источников два: один этот и один внутри часовни-звонницы...
занятная картинка - в духе кришнаитов получилось, смесь мусульманского и православного...:)
klement

чудо Бачковского монастыря...

DSC04463-HDR.jpg
о Бачковском монастыре у меня был большой материал с нашего сакрального путешествия прошлого года - "Сакральное путешествие 2018" - Бачковский монастырь>>...
а в сентябре, прошлого же года я попал туда еще раз, и от души поснимал и посмотрел именно фрески - они там просто великолепны...!
в основном я снимал в Соборной церкви Пресвятой Девы Марии (1640 г.), фрески XVII века, как пишут специалисты, выполнены под руководством Захария Зографа, смотрите сами (кликабельно):
P.S. на фото 7 - чудотворная икона Божией Матери "Умиление" XI века с надписями на грузинском языке...
DSC04488.jpgDSC04498.jpgDSC04501.jpg
DSC04485.jpg
DSC04482.jpgDSC04479.jpgDSC04477.jpg
DSC04484.jpg
DSC04475.jpgDSC04473.jpgDSC04469-HDR.jpg
klement

Вовка (десять лет не с нами)...

Давайте собираться у стола,
И с нами те, чья песня не допета,
Они живут, пока мы помним это,
Покуда наша боль за них светла.

(Борис Вахнюк)


  На самом перекрестке проспекта Юлаева и Октябрьской Революции, а вернее - Большой Казанской, стоит, не привлекая особого внимания, здание одного из факультетов БГПУ. Многие горожане и не подозревают о том, что этому зданию совсем немного лет - не сильно выделяется оно из исторической канвы старейшей уфимской улицы, в отличие от модерновых построек последних лет в городе...
  А проектировали мы его не так давно – в начале 90-х, для иностранного факультета БГУ, тогда еще пединститута. Участок там сложный, зажат между старым корпусом факультета и соседним зданием, и надо было исхитриться, втиснуть побольше учебных площадей и не сломать исторический облик улицы. Что, на мой взгляд, виртуозно и исполнил мой закадычный друг – архитектор Владимир Соловьев...
  Жаль, нет под рукой планов – там очень интересно решено внутреннее пространство с двориком. На фасаде это можно увидеть в виде глубокого эркера на втором уровне. Вовка и похулиганил там маленько – опоясал фасады лепными фронтонами и воткнул на верхних галереях псевдо-ампир в виде шаров и лепных балюстрад ограждений. Правда, строители, как всегда, сильно потом все упростили...
  Помню, когда все это затевал – смеялся Володя - мол, пусть привыкают будущие иностранцы к человечной архитектуре, им же на западе работать. Легко делал...
  Всегда, проезжая мимо, щемит у меня сердце – Володи уже три года, как нет с нами, а здание стоит, и помнит...

  Мы с ним вместе закончили один и тот же институт – Свердловский архитектурный, он факультет градостроительства, я – жилых зданий. Вместе приехали в Уфу в 78-м, вместе работали в гражданпроекте, а когда организовал «Архпроект» Вовка сразу ушел ко мне. Был первым руководителем первой нашей мастерской, много проектировал - реставрация церквей в Бирске, Белебее, Воскресенске, филиал промбанка, поселок на пугачевской горе, жилые дома, а из знаковых построек - здание «Социнвестбанка» на Заки Валиди (Фрунзе) 42.
  С этим банком интересная история была:
Раздается, как-то утром у меня звонок от главного архитектора - Бориса Челышева: «Приезжай, тут турки мне какую-то хрень впаривают, надо вмешаться». Сел в машину – подъехал. Оказывается, затевается строительство нового здания «Социнвестбанка» на Фрунзе, банк нанял на подряд турецкую фирму «Пента», а она уже и проект подготовила. Проект невзрачный, в виде чемодана без ручки, а Фрунзе – одна из ключевых улиц в городе, рядом правительство, опять же. Турки упрямые, заказчик торопит, и переделывать ничего не хотят. Ну, Боря им зачитал наш закон «Об архитектурной деятельности», где черным по белому записано было – иностранные проекты на территории России только с участием наших архитекторов (хороший был закон, жаль потом его похерили). Турки скисли и сразу ко мне – выручайте. Я позвонил с ходу Вовке – «возьмешься…?» - «без вопросов…». Турки его тут же в самолет и в Турцию...
  Месяц он там трудился совместно с турецким архитектором Махмедом Олджой Еси. Его там даже ограбили турецкие бандюки. Вовка ломал «Пенту» через коленку - у турок уже вся технология была отработана, и ничего менять они не хотели, хотели просто подпись Вовкину на чертежах. В целом объем, они отстояли, но Вовка сдвинул этажи друг относительно друга, поменял фасады, поднял проектные отметки и поставил акцент в виде арки на угол Фрунзе, получилось совсем неплохо - эскиз защитили в Уфе на градостроительном совете с ходу...
  На рабочее проектирование «Пента» приехала заключать договор уже ко мне в кабинет. Мы им выкатили 120 тыс баксов, по нынешним временам – ерунда, а тогда о-го-го.… Ругались и торговались целый день, разошлись ни с чем. Турки побежали жаловаться в Госстрой, мне оттуда звонит Рудик Авсахов – «Ты обалдел…?». Он на 5 ре умножил (курс такой смешной тогда был) пол-лимона получил, и тоже обалдел. Не привыкли еще в то время, что архитектура – это не очень дешево. Привыкли, что можно за рубль нас нанимать. Ну, я вежливо – «Во-первых, ничье собачье дело, как мы промеж собой договариваемся, рынок на дворе. А, во-вторых - открой гос. расценки, вашим же Госстроем утвержденные, и глянь – мы лишнего не просим». Отцепились...
  А с турками мы еще день сражались, но вся договоренность ограничилась нашим мин участием и арх. надзором за 30 тыщ баксов, жмоты они жуткие оказались. А банк быстро построили, и, по-моему, неплохо получилось, если бы без нас, то точно бы чемодан без ручки стоял. Что интересно, после эпопеи с банком Олджой Еси «Мерседес» купил, а Вовка только «Ниву» - почувствуйте разницу...
  А, в 1996-м Володя занял третье место на конкурсе по реконструкции центра Ханты-Мансийска, и пригласили его туда главным архитектором. Пришел ко мне домой вечером – советоваться. Посидели, выпили – естественно, и, поразмыслив, решили, что дело стоящее. Вовке расти надо, родители опять же - в Тюмени, а «Архпроекту» новые рынки не помешают. Жалко, конечно было расставаться, и мастерская у нас оголялась, но исполнив под гитару на пару с ним гимн Ханты-Мансийску (он уже написал этот гимн - ведь еще и стихи писал) - благословил. И он уехал...
  Сейчас думаешь - может зря…может у нас не заболел бы он так тяжело,…кто его знает, судьба – злодейка...
  В Ханты мы часто ездили, и работали там неплохо, и на рыбалку туда мотался («Байка о комарах и других гнусах…»). А Володя к нам приезжал – дети у него здесь оставались. Дружили по-прежнему...
В Хантах Володя и биатлон известный строил, и практически все большие объекты при нем создавались, там у него весьма «веселая» жизнь была в лихие 90-е, доставалось по полной...
  А в 2006-м, достала его, эта чертова болячка, долго он с ней боролся, но, увы - в 2008 схоронили в Тюмени...
Это для меня он - Вовка, а вообще – Владимир Николаевич Соловьев, заслуженный архитектор России, автор многих знаковых объектов в Уфе...
Светлая память...(
klement

"Сакральное путешествие - ОСЕНЬ18" - монастырь Св. Николая, Арбанаси...

DSC05594-HDR_1.jpg
в Арбаниси мы еще немного посмотрели "Монастырь Св. Николая Чудотворца"...
"Женский монастырь Св. Николы ютится в одной ложбине на юго-западе с. Арбанаси, расположенного в 5 км от Велико-Тырново. Основан был монастырь в XIII в. В 1393 г. он был разрушен одновременно с захватом Тырново турками. Восстановлена была обитель лишь в 1680 г., когда были построены нынешняя церковь и часовня Святого Илии, стенописи которой сохранились до наших дней.
В XIX в. Арбанасский монастырь был превращен в женскую обитель, а его первой игуменьей стала Теодора Христова из Тырново. В 60-х годах XIX в. в монастыре жило около 40 монахинь, но, несмотря на это, здесь часто прятали борцов за национальное освобождение от турецкого ига.
Во время Русско-турецкой войны (1877-78 гг.) русские военные части были расквартированы в селе Арбанаси и монахини монастыря Св. Николая Чудотворца оказывали им помощь. В знак благодарности затем в дар святой обители был прислан из России иконостас. Множество икон в ней тоже были подарены русскими воинами.
После Освобождения (1878 г.) Арбанасский монастырь постепенно пришел в упадок, а в 1913 г. все его постройки, кроме церкви, были разрушены землетрясением.
Впоследствии он был восстановлен как женский, каким является и поныне, и действует. Сейчас это комплекс, состоящий из церкви, жилых зданий и часовни.
В церкви Святого Николы находится чудотворная икона Богородицы. Согласно легендам, она больше всего помогает зачать. Потому женщины, желающие стать матерями, обязательно исполняют следующий ритуал: после молитвы перед ликом Богоматери они кладут монету на икону. Если монета закрепится, значит Богородица вняла просьбам женщины, если нет, то загаданное желание не сбудется.
Праздник святой обители отмечается в день Св. Николая Чудотворца 6 декабря.
В монастыре продаются информационные материалы и сувениры. Есть возможность остаться на ночлег"
(ссылка>>)

монастырь небольшой, не оч ухоженный, действующий - поэтому я там мало снимал...
что запомнилось - какой-то чисто русский (Новгород) образ церкви и оч странные фрески - наивные и не канонические (внутри снимать нельзя - здесь я уважил, это не музей)...
смотрите - все кликабельно:
DSC05582-HDR.jpg
DSC05618-HDR.jpgDSC05597.jpgDSC05606-HDR.jpg