Category: искусство

klement

еще раз об Андрее Рублеве в Болгарии...

DSC07413_1.jpg

об этой фреске Архангела Гавриила в церкви "Церкви Петра и Павла" в Велико-Тырново, я писал уже в отчете о нашем путешествии ""ОСЕНЬ18" в прошлом году здесь>>, в этот раз мы специально зашли в эту церковь, чтобы посмотреть внимательно...
освещение там ни к черту, фреска сильно повреждена, но все равно - впечатляет, стиль явно близок рублевскому, пожалуй соглашусь с В.Г. Брюсовой -доктором искусствоведения, что "связи русских и болгарских школ живописи вполне однозначны, что иконописцы с Руси несомненно бывали в Болгарии, и, что вероятно - Андрей Рублев и Данила Черный участвовали в росписи храма "Петра и Павла" в Велико-Тырнове" (ссылка>>)...
klement

Американский этнограф Мартин Кейниг показывает Болгарию 60-х годов ХХ века...


«Эхо Балкан ХХ века: Портреты и звуки из Болгарии» – так называется выставка черно-белых фотографий, сделанных 50 лет тому назад в нашей стране и еще шести балканских государствах. Воздействующие кадры можно увидеть до 17 ноября в Национальной галерее художеств в Софии.
На сотнях метрах съемочной пленки и аудиозаписях американский этнограф сохранил последние аутентичные сюжеты из Болгарии 60-х и 70-х годов минувшего века. «Фотографии возвращают нас к безвозвратно ушедшему времени. Они говорят гораздо больше, чем архивы и документы», – заявила на открытии вице-президент Илияна Йотова, под патронатом которой проходит выставка. Все 73 произведения, включенные в выставку, созданы Мартином Кейнигом." (Rus.bg)
klement

болгарский Пиросмани...

DSC04611.jpg
во время нашей поездки на минеральные бани в Девин, проезжая через знаменитое болгарское село Широка-Лыка, у самой дороги я приметил интересную церковь, и на обратном пути тормознул народ, не оч то интересующийся историей...
тормознул, и не пожалел: церковь оказалась оч интересной -
- во-первых это перепев больших и знаменитых болгарских церквей с их колонадными террасами перед притвором (фото 1), но что необычно - колокольня вынесена отдельно за ограду церкви, на холм, в виде часовни (фото 2)...
- во-вторых: там оказались оч необычные и занятные фрески (фото 5-8) и иконостас (фото 9)...
как можно прочесть на фризе при входе (фото 3) - это церковь "Успения Пресвятой Богородицы", построена она была в 1834 году, во времена "Болгарского возрождения", но еще при турках, поэтому нет купола...
церковь, оказалась уникальной: "иконостас церкви уникален по своему стилю, предполагается, что он написан братьями Димитром и Захарием Зографами из Самокова или их учениками. Существует также гипотеза, что они сами нарисовали церковь." (ссылка>>)
вот насчет профессиональных художников Димитра и Захария Зографов, что-то я сомневаюсь - если фреска "Рождение Христа" (фото 6) еще похожа на их работу, то фреска в куполе - "Иисус Пантократор" (фото 8) и фреска на стене - "Святой Георгий (фото 5) вовсе не похожа на работу мастеров, да и иконостас расписан явно наивно...
меня оч поразили фрески, я прямо ахнул, когда увидел - настоящий а-ля Пиросмани с его наивным и прямодушным письмом от "народа"...
мбыть и не прав, но мне кажется, что это какой-то местный мастер-умелец, подобный гениальному грузинскому Пиросмани, дописал то, что не успели братья Зографы...?
смотрите, все кликабельно:
DSC04638.jpgDSC04608-HDR.jpgDSC04624.jpg
DSC04626.jpg
DSC04627.jpgDSC04629.jpgDSC04630.jpg
DSC04633.jpg
DSC04634.jpgDSC04636.jpgDSC04602.jpg
klement

Неолитическое поселение, или китч, и Неофит Рильский...

Безымянный1.jpg
разочарованные осмотром "Музея мозаики в Девне" мы стали соображать, где бы нам перекусить, и что еще можно в Девне посмотреть получше, чем музей...? и тут я вспомнил, что на карте, недалеко от Девни есть отметка "Антично селище"...
уточнили по навигатору, что селище находится недалеко - км в 20 от Девни, в селе Неофит Рилски, и выдвинулись...
село оказалось довольно знаменитое - названо в честь Неофита Рильского, "болгарского монаха (игумена Рильского монастыря), художника, педагога, языковеда, одного из главных просветителей и деятелей освободительного движения первой половины XIX века" (ссылка>>) и с богатой историей, но истории мы там не заметили, и недолго поплутав подъехали к селищу...
селище оказалось вовсе не "античным", а "неолитным", да и к истории имело весьма опосредованное отношение - это просто аттракцион для туристов с платным входом, и "чудесами" внутри...
осмотрели...
для туристов, наверное интересно - ребята кропотливо собрали в одну кучу все известные достопримечательности Болгарии (конечно копии): и "золото Панагюриште", и фрески "Казанлыкской гробницы", и находки из курганов "Долины Царей", и "Золото Варны", и т.д. и т.п,...все до кучи и в одном месте, тсазать...:) добротно возвели имитацию неолитического жилища, создали парк, посадили сад, уставили все это статуями и довольно успешно втюхивают турЫстам...:) и даже оч успешно - нам показали великолепный буклет с проектом будущего "Античного селища", который уже возводится на въезде в село - там будет стоять полная копия античной (римской) виллы с полным набором всех чудес света...!
ну, что ж...может быть, тем более, что кафе при "селище" работало и там вкусно перекусили...
смотрите, кликабельно:
DSC04061-HDR-1.jpgDSC04065.jpgDSC04070.jpg
DSC04093.jpg
DSC04077.jpgDSC04080.jpgDSC04081.jpg
DSC04078.jpg
DSC04082.jpgDSC04087.jpgDSC04084.jpg
klement

Выставка раскрывает тайны античной Аполлонии...


Экспонаты из коллекции Лувра рассказывают историю Аполлонии Понтийской – ныне город Созополь. Всемирно известный французский музей прислал в нашу страну множество артефактов, среди которых бронзовая статуя божества Пана, фрагмент пластины с изображением воинов, глиняная плитка с острова Св. Кирика, датированная концом VI и началом V в. до н.э., бюст женщины, датируемый около 120 г. н.э. и др.
Археологические исследования Аполлонии начал еще в 1904 году французский дипломат барон Жюль Александр Дегран и они продолжаются по сей день. Экспозиция прослеживает историю города и прилежащих территорий с его институциями, архитектурой и обычной жизнью. Выставка содержит свыше 500 артефактов, которые распределены на мужские, женские и детские занятия в повседневной жизни.
Среди экспонатов ритуально искривленный меч, бронзовый венок с позолотой, сервис для банкетов, золотые украшения, пинцет и раковина с румянами для макияжа, куклы, фигурки разных животных и пр. Экспозиция «Аполлония Понтийская – по следам археологов» будет представлена до 10 марта 2019 года в Региональном историческом музее в Софии. (Rus.bg)

P.S. мой пост про Апполонию: av-klement.livejournal.com
klement

Музей мозаики, Девня...

DSC04013-HDR_1.jpg
Девня и ее Музей мозаики давно привлекал мое внимание, и вот - в сентябре этого года мы туда двинулись:
Музей мозаики — музей в городе Девня Варненской области на северо-востоке Болгарии. Музей построен на вершине большой разрушенной римской виллы времён Поздней античности. В музее собраны экспонаты мозаики древнеримского и ранневизантийского города Маркианополя, а также другие археологические артефакты.
Музей был основан после проведения в 1976 году археологических исследований, при которых был раскопан дом Антиопы, представляющий собой римскую виллу, украшенную мозаичным полом. Вилла была построена в конце III или начале IV века нашей эры, возможно, во время правления римского императора Константина Великого (р. 306—337). Её построили на месте зданий, разрушенных в период нашествий готов в 250—251 годах; начиная с VII века вилла была заброшена из-за непрекращающихся аварских и славянских набегов.
Вилла имеет почти квадратную форму с 21 помещением, расположенным вокруг внутреннего двора (атриума) с колодцем. Музей расположен в небольшом парке с хорошо сохранившейся римской улицей. Вокруг музея находятся несколько старинных стен, которые вместе с виллой составляют ансамбль сохранившихся руин Маркианополя. Здание музея занимает только западную часть виллы. Многие стены виллы были украшены фресками и лепниной, а пол портика и пяти других помещений был покрыт сложной мозаикой. Помимо мозаик, в музее представлены предметы, относящиеся к жизни обитателей виллы.
Современное здание музея было построено по проекту архитектора Камена Горанова. Куратор строительства Анастас Ангелов подверг стройку критике, утверждая, что 90 % веса здания приходятся на римские руины. По состоянию на 2008 год, появившиеся трещины угрожали зданию, которое также опускается из-за наличия грунтовых вод.
В 2005 году музей посетило около 10 000 человек; в 2006 году посетителей было около 8000 человек. Музей мозаики в Девне числится под № 10 среди 100 национальных туристических объектов Болгарии.
В музее всего три мозаики экспонируются в месте их первоначального размещения, остальные были перемещены, чтобы их можно было сохранить и восстановить. Мозаики были выложены римлянами с выравниванием плиток в горизонтальные или вертикальные линии и расположены так, чтобы образовать контур вокруг фигур. Плитки сделаны из мрамора, глины, известняка и цветного стекла и имеют 16 различных расцветок.
Несмотря на распространение христианства во время правления Константина, мозаики в доме Антиопы имеют исключительно языческий характер. Они изображают персонажей из греческой и римской мифологии, например, Зевса, Антиопа, Ганимеда и горгоны Медузы; в них также представлены цветочные и геометрические мотивы, изображения экзотических животных.
Самая известная мозаика в музее изображает горгону Медузу. Она покрывает пол в таблинуме, «кабинете» владельца дома. Изображение Медузы окружено круглым щитом Афины. Несмотря на репутацию горгоны как жуткого чудовища со змеями вместо волос, её изображение в вилле не имело целью внушать ужас. Скорее, оно играло роль талисмана для защиты дома от злых сил. Медуза изображена с лицом, немного повернутым вправо, хотя её глаза смотрят влево. Для придания объёма изображению использовались плитки различных оттенков.
Мозаика с изображениями Зевса и Антиопы покрывает пол кубикулума (спальни). Куратор музея А. Ангелов утверждает, что она представляет собой одно из немногих изображений этого эпизода древнегреческой мифологии в ранневизантийском искусстве. В соответствии с преданием, Зевс изображён в обличии молодого сатира, который похищает Антиопу, привлечённый её красотой. Мозаика сопровождается двумя надписями на древнегреческом, которые непосредственно именуют персонажей: ΣΑΤΥΡΟΣ («сатир») и ΑΝΤΙΟΠΗ («Антиопа»).[2]
Ещё одна мозаика на вилле изображает историю Ганимеда, которого Зевс в облике орла возносит на Олимп. Она покрывает стены экуса — большого зала в римском доме.
Мозаика в женских апартаментах сильно повреждена в той части, где находятся изображения животных, геометрические мотивы и персонификации четырёх времен года. Лучше сохранилось изображение осени и паннонийская геометрическая мозаика. Их перенесли в музей из другого разрушенного старинного здания Маркианополя.
(ссылка>>)

после осмотра музея я смог только произнести: ммм...дяяяя, такого ... "музея" мы еще не видели...!
прекрасная основа, великолепные экспонаты,...и совершенно дерьмовая организация и архитектура...!
во-первых - на фига было городить на руинах римской виллы это совковое убожество...?? прямо на фундаментах...! прямо на истории...! ведь там же было здание (фото 5), так возьми и создай образ, или просто тупо повтори...? так нет же - надо городить сврху это чудовище...
во-вторых - инженерка там ниже плинтуса, отопление водяное с чугунными совковыми радиаторами, кондиционирование - ноль, и результат - запах подвала и плесени...
в-третьих - освещение,...ртутными лампами...! тихий ужас, и еще боковой свет на мозаиках - результат: ни х... не видно, а фотографировать - вообще труба, цветопередача, как в ...
короче - руки надо отрывать зодчим и все это убожество легче снести и все заново делать, мозаики там оч интересные, но посмотреть толком невозможно...
P.S. а на втором этаже там - апофеоз совка - выставка достижений цементной промышленности со всякими вымпелами и медалями (фото 12,13,14)...
что получилось, смотрите:
DSC04049.jpgDSC04025.jpgDSC04028.jpg
DSC04032.jpg
DSC04036.jpgDSC04042.jpgDSC04040.jpg
DSC04031.jpgDSC04034.jpgDSC04038.jpg
DSC04033.jpg
DSC04047.jpgDSC04050.jpgDSC04051.jpg
klement

Меч и перстень хана Кубрата из коллекции Эрмитажа будут показаны в Болгарии...


«Я рад, что нам удастся показать меч хана Кубрата и его перстень в Болгарии. Это произойдет во время «Дней Эрмитажа» в нашей стране в 2019 году, подготовку к проведению которых мы осуществляем совместно с самым крупным музеем России. Уникальные предметы являются частью Перещепинского клада. Эта исключительная идея премьер-министра Борисова и для меня является честью возможность ее реализовать». Об этом заявил министр культуры Боил Банов по возращении из Санкт-Петербурга, где он принимал участие в VII Международном культурном форуме, сообщает БНР.
Клад, обнаруженный в окрестностях села Малая Перещепина Полтавской области, – самое значимое болгарское сокровище и одно из двух находящихся за пределами страны. Значение клада определяется тем фактом, что его принадлежность хану Кубрату доказана. Длина меча – 94 см, он датирован 30-ми годами VII века. Хану Кубрату его подарил византийский император Ираклий. Клад содержит также несколько перстней-печатей и другие личные вещи, которые были обнаружены 29 мая 1912 года в степи, на месте захоронения хана.
Болгария участвуют в Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге во второй раз. В этом году болгарскую делегацию возглавил министр культуры Боил Банов. Событие на тему «Культура как стратегический потенциал страны» было открыто президентом РФ Владимиром Путиным.
В рамках форума министр Боил Банов провел рабочие встречи с советником президента России по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким и с замминистра культуры России Аллой Маниловой. (Rus.bg)
klement

"Сакральное путешествие - ОСЕНЬ18" - чудная церковь, Арбанаси...

DSC05575_1.jpg
осмотрев сакральную церковь "40 великомучеников", на третий день нашего "Сакрального путешествия", мы выдвинулись в пригород Велико-Тырново - архитектурный заповедник с. Арбанаси...
"Село Арбанаси разместилось на высоком плато в 4 км от г. Велико-Тырново.
Известно, что поселение здесь существовало еще во времена Второго болгарского царства (1185–1393 гг.). Тогда бояре столичного града Тырново использовали это место как свою летнюю резиденцию. Одно предание гласит, что где-то здесь тырновские цари чеканили свои монеты.
После победы у Клокотницы в 1230 г. Ивана Асена II (правившего в 1218–1241 гг.) над эпирским владетелем Теодором Комнином, Арбанасская земля (нынешняя Албания) становится частью болгарского царства и тогда множество переселенцев прибывают на эти земли. Таким образом, согласно преданию, это поселение и получило название по названию родного края новых переселенцев.
Первое письменное сведение об этом селении нам известно из фермана (указа) султана Сулеймана Великолепного от 1538 г.
Основным занятием населения Арбанаси во время турецкого ига было скотоводство и торговля. Ряд жителей занимался ремеслами и разведением коконов.
В ХVІІ в. Арбанаси превращается в важный торговый центр. Местные торговцы славились своими изделиями и торговали со всей турецкой империей. Дома богатых торговцев этого периода похожи на небольшие крепости. У них строгий и суровый внешний вид, без балконов и просторных веранд, с решетками на окнах и прочно окованными дверьми. Внутри вас ждет невероятно богатое убранство и роскошь. Все внутреннее украшение дверей, окон, стенных шкафов, комодов, потолков отличается самой искусной резьбой по дереву. Гипсовые элементы свидетельствуют о наличии вкуса, умения и художественного мастерства строителей. Арбанасские дома устроены так, чтобы можно было в них жить, не выходя на улицу, кроме как за водой из колодца во дворе.
Независимо от своей защиты, спустя век село было ограблено и предано огню кирджалиями (турецкими бандами в Османской империи). Затем прокатилась эпидемия чумы, и произошло несколько землетрясений, что заставило местных жителей искать более спокойные места.
После 1810 г. Арбанаси постепенно восстанавливается, здесь поселяются переселенцы Еленской и Тревненской частей гор Стара-Планина, но оно остается в стороне от процессов возрождения Тырново. О былом блеске Арбанаси и сегодня напоминают многочисленные жилые и культовые здания, традиции и обычаи, связанные с бытом и культурой его бывших обитателей.
Наиболее интересные музеи в Арбанаси это дом Констанцалиева, церковь Святого Рождества Христова, храм Святых архангелов Михаила и Гавриила."
(ссылка>>)

по плану, мы должны были посмотреть два действующих монастыря, но по пути неожиданно вышли к массивному каменному забору, на воротах которого была табличка "архитектурно-строителен и художествен паметник на културата" - Църквата „Рождество Христово”, и конечно мимо мы пройти не могли...!
"Церковь Рождества Христова (болг. Църква «Рождество Христово») — православная церковь в селе Арбанаси (Болгария), построенная в честь праздника Рождества Христова. Ныне функционирует как платный музей.
Постройка церкви относится к концу XVI века — согласно ктиторской надписи её росписи были завершены в 1596 году. Церковь построена из камня, однонефная, одноапсидная, имеет полуцилиндрический свод, крыша покрыта черепицей. Всё это делает здание внешне похожим на жилую постройку. Предполагается, что в XVII веке храм был резиденцией Тырновского митрополита. Церковь несколько раз перестраивалась, к концу XVII века с запада были пристроены притвор (использовался как «женское отделение» храма), а в южной части придел во имя Иоанна Крестителя и галерея, арки которой позднее были заложены кирпичом.
Первоначальная стенопись конца XVI века сохранилась фрагментарно (фреска «Страшный Суд» на восточной стене притвора, ктиторская надпись, образы двух святых воинов в наосе). Стенопись церкви неоднократно дополнялась и обновлялась, в 1681 году был заново расписан наос. Ещё в 1632 году фресками был украшен придел Иоанна Предтечи (изображены сцены из его жития), в 1638 году — притвор. Среди наиболее впечатляющих фресок притвора — «Древо Иессеево», в нижнем ярусе которой изображён уникальный ряд античных мудрецов, включая Гомера, Пифагора, Платона, Аристотеля, Плутарха и др., изображённых в виде святых с нимбами. Динамику античному ряду придаёт изображение святых в виде пар полемизирующих друг с другом учёных.
Там же находится цикл сюжетов из акафиста Богородицы. Между 1643 и 1649 годами была расписана галерея, где изображены события священной истории от Сотворения мира до эпохи Вселенских соборов). Надписи на фресках выполнены на греческом языке.
Стенопись церкви является одним из самых богатых образцов поствизантийского искусства на Балканах. Наиболее известна фреска «Колесо жизни» (закончена в 1649 году), расположенная на восточной стене галереи. Призванная отобразить тщету человеческой жизни, она содержит 8 изображений мужчины, ползущего по внешней поверхности колеса, в возрасте от отрочества до старости. Последнее, девятое изображение пожирает адское чудовище. В одном из внутренних кругов изображены 12 знаков Зодиака."
(ссылка>>)


когда мы зашли на территорию церкви, то я не понял ничего - перед нами был обыкновенный оч длинный сарай, старый правда, но потом сообразив,что храм явно строили при турках с их требованием "не выше всадника на коне", решил, что внутри тоже будет бедно и аскетично,...НО...

но, внутри - внути БЫЛО ЧУДО...! низкие своды, тесные помещения, дверные проемы в которые надо входить в три погибели,...и тысячи, тысячи цветных фигур, образов, символов, сцен, покрывающих сплошным ковром стены и своды, все это оч близко, и тусклый свет искусственных свечей, и феерия красок...! очумев от великолепия окружения - залез куда не положено, не заметив и сбив заграждение, благо никого не было вокруг...
побродив и всласть пощелкав камерой, просто сел в притворе и дооолго приходил в себя, воистину - чУдная церковь...!
смотрите, все кликабельно:
DSC05552.jpgDSC05553.jpgDSC05555.jpg
DSC05579-HDR.jpg
DSC05556.jpgDSC05559.jpgDSC05560.jpg
DSC05563.jpgDSC05564.jpgDSC05566.jpg
DSC05561.jpg
DSC05567.jpgDSC05568.jpgDSC05569.jpg
DSC05571.jpgDSC05574.jpgDSC05582-HDR.jpg