Category: религия

klement

(no subject)


посмотрел лекцию Татьяны Черниговской после встречи с Далай-ламой на YouTube (youtube.com) - просто великолепно...! а после этого посмотрел лекцию Далай-ламы о природе ума:

S.P. большая часть ни ... не понятна, конечно - Далай-лама по иному думает...!
но,...НО... давно говорил, шо мне пора нобелевку давать...! :))
все в нашей жизни и нашем поведении определяет "УМ", а...вернее (как я лет десять назад сформулировал) - "уровень разума IQ", и совсем не тот IQ, который пытаются "измерить" всякими идиотскими таблицами и текстами, а именно тот IQ, что по Далай-ламе составляет "качество ума, и его структуру"...!!

- "действия, совершаемые нашим телом зависят от мотивации, т.е. от ума" (Далай-лама) - "главное в регулировании программ поведения человека - уровень интеллекта (разума) IQ" (моя гипотеза) (ссылка>>)

- и еще понравилось: "в целом я не вижу особой разницы между людьми" (Далай-лама) - "большинство ЛЮБОГО народа в плохих условиях будет вести себя "плохо", в хороших - "хорошо" (мои мыслИ) (ссылка>>)

эх-ма, поменьше бы лени - точно нобелевка...! :))))
klement

Пресвятая Богородица Одигитрия "Черная" - заступница Несебъра...


"Успение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати самых больших праздников в году. Болгарская православная церковь отмечает его 15 августа (28 августа по старому стилю). Это крупнейшее православное чествование, посвященное Божьей матери. «Успение» ? это недолгий сон перед рождением в новую жизнь, когда душа отделяется от тела. У Девы Марии успение прошло без страдания, она погрузилась в спокойный и блаженный сон, в котором перенеслась в райский небесный мир к Спасителю Иисусу Христу. Поэтому день ее праздника исполнен особой торжественностью и отмечается во всей Болгарии." (ссылка>>)
В Несебъре, в церкви „Успение Богородично“ находиться чудотворная икона Богоматери Одигитрии, с которой связано множество легенд и поверий...
икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, написана в 13 веке и является заступницей города Несебр, ее считают чудотворной и она широко известная во всей Болгарии. Накануне праздника Святой Девы множество верующих проводят в этой церкви ночь для исцеления своих болезней, она якобы исцеляет от умственных и других болезней. А еще горожане называют икону "Черной", то ли оттого что она с течением веков потемнела, или написана была в темных тонах, а может потому, что носили ее с собой солдаты на поля сражения, а их матери были в черных косынках, как это было принято в Греции. Икону и сейчас выносят на крестный ход 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы и дня города Несебър

Само строительство церкви тесно связано с легендой о "летящей иконе". Вообще сюжет о летающих иконах, является довольно распространенным в балканском ареале, он встречается помимо Болгарии и в Македонии, Румынии, Сербии, Греции, как правило, он связан с греческой ортодоксией и с населением с греческим этническим самосознанием. Существуют два, взаимно-дополняющих канонических сюжета этой легенды. Легенды гласят, что здесь, на месте церкви, раньше находилась площадь с деревом, и однажды дети, играя на улице, увидели в ветвях этого дерева икону, они позвали церковных владык, и те узнали икону. Она принадлежала, умершей недавно женщине, которая при жизни звалась "Каламбуркой" из-за сильной сутулости, и она была монахиней, приехавшей из Греции. После ее смерти ее вещи хранились в сундуке, в церкви Святого Георгия. Заглянули в сундук, а иконы нет. Ее положили обратно в сундук, но каждое утро она снова чудом оказывалась на дереве. И так продолжалось три дня. А одной женщине все три ночи снился сон, в котором ей являлась Пресвятая Дева, и говорила: "постройте мне отдельную церковь, хотя бы часовню, я не могу больше находиться среди мужчин". Во втором варианте легенды говориться, что икона прилетела из Мегары - города в Греции на побережье, бывшей метрополии греков - дорийцев. Рассказала всем женщина о сне, и решили заложить церковь, но ничего не получалось пока не высохло дерево. Тогда его выкорчевали и в корнях нашли горшок с золотыми монетами, на это золото и построили церковь. Во втором варианте - церковь строили всем миром сорок лет, а деньги присылали богатые греки. Еще в легендах говориться о том, что турки хотели омусульманить жителей Несебъра (вариант - сжечь город), но когда у османского паши сошел с ума конь, то его обвели три раза вокруг церкви и конь излечился. В знак благодарности паша дал городу тапию (документ), чтобы не отуречивали Несебър и вернул разграбленное золото, из которого был отлит оклад иконы (нынешний оклад новый - серебряный). Во втором варианте легенды - примерно то-же самое, добавлено, что турки услышали о чудотворной иконе Девы Марии, а "дели" по-турецки - сумасшедшая, поэтому и лечили коня иконой. Болгарские историки, в частности Екатерина Анастасова, считают, что возникновение этой легенды связано с поисками этнической самоидентификации жителей Несебъря, преобладающе греческого в то время, после освобождения от османского ига.

В 1994 году воры похитили икону, и это событие взволновало тогда всю Болгарию. Остается только загадкой, взяли ли они саму икону или только дорогое золотой оклад. Довольно быстро полиция нашла похитителей , ими оказались молодые негодяи в возрасте от 18 до 20 лет. Икона была отправлена в город Сливен для восстановления и оставалась там три года, после чего была возвращена с более дешевым серебряным окладом. Тогда же возникли слухи, среди горожан, что оригинал исчез из храма и был заменен копией. Всего через несколько месяцев после ограбления началась череда несчастий среди молодежи города. Первый мальчик утонул на пляже. После него другой молодой человек умирает от удара электрическим током. Люди были также потрясены смертью 20-летнего мальчика, который прыгнул с обрыва и погиб. Позже проклятие начало догонять девушек. Тогда, одна из матерей, поехала к бабе Ванге Прорицательница была категорична - проклятие действительно исходит от иконы, потому что кто-то коснулся ее. Поскольку воры были молодыми людьми, то жизни мальчиков в возрасте до 20 лет грозят несчастья. Ванга велела все улицы Несебра посыпать сахаром (или солью), если они хотят, чтобы несчастья прекратились. Мэрия Несебра серьезно не восприняла эту идею. Но несколько матерей решили положить конец злу, ничто не могло остановить и других родителей из Несебра. Они собрали средства и в одну ночь разбросали около 3 тонн сахара (или соли) на улицах. Только тогда зло покинуло город, так считают местные жители. (источники - Википедия и болгарские сайты)

"И сегодня Успенский храм и его главная святыня привлекают к себе тысячи богомольцев и паломников со всего света. Люди идут со своими скорбями и болезнями, прося помощи и предстательства Царицы Небесной. «Черная» икона Пресвятой Богородицы – покровительница града Несебр и каждый год на Праздник Успения Божией Матери (в Болгарии этот праздник приходится на 15 августа) проводится крестный ход. Икону несут через весь город с пением молитв Пречистой. Этот день также является днем города." (ссылка>>)
klement

В Болгарии отмечают память пророка Илии (Ильин день)...


20 июля Болгарская православная церковь празднует память старозаветного праведника святого пророка Илии, происходящего из священнического рода святого праотца Аарона. Имя Илия означает «сила Божья», «крепость Господня». В народе праздник святого Илии называют Ильин день. Из-за своих пророчеств, удивительной святости и чистоты в земной жизни в церковных текстах святой Илия воспет как „небесный человек” и „земной ангел”. Фольклорный же образ святого намного отличается – это сильный, властный и вспыльчивый человек. В его власти летние небесные стихии – облака, дожди, град и молнии. Очевидно, он наследник языческих божеств, властелинов дождей и грома – Перуна, Тангры и др.
Как гласит легенда, когда Господь распределял мир, то св. Илии достались „летние бури и раскаты небесные”. Чтобы уберечь урожаи, он разъезжает по небу на золотой колеснице и преследует змея, пожирателя пшеницы. А молнии – это огни, вырывающиеся из ноздрей и из-под копыт его лошадей, либо стрелы, которыми он пытается поразить змея. Потому в народе его называют Громовник, Громоломник, Громодол. Когда он гневается или веселится, может сотворить чудеса.
Потому и сестра его – святая Мария (ее еще называют Огненная Мария) бережет в тайне от брата день его праздника, дабы не натворил пакостей и не выпустил на свободу стихию. В рукавах своих святой носит ледяные зерна. Коли видит на земле грешницу, он в порыве гнева наказывает градом неверных. День св. Марии приходится спустя 2 дня после дня св. Илии – 22 июля /ст.ст. 3 августа/. Тогда церковь чтит память святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. В одной народной притче рассказывается, как на свой день Мария красиво оделась и пошла в церковь. Навстречу ей братец, и спрашивает, куда это она собралась. „Сегодня мой день, вот иду свечу зажечь за здоровье”, – ответила она. „А когда мой день наступит, чтоб я повеселился?” – вздохнул Илия. „Твой уже прошел!”, – смеясь, ответила сестра.
Называют Ильин день „посреди лета” из-за представления о том, что 20 июля является поворотным моментом к зиме. На Черном море говорят, что тогда море поворачивается – в этот день оно становится бурным, холодным и берет жертвы. Потому на Ильин день рыбаки не выходят в море, а остальные не должны в нем купаться. Запрет на работу соблюдали везде на болгарских землях. В этот день во многих местах проводятся сельские ярмарки и народные гулянья, приготовляется жертвенное животное за здоровье живых и в память об ушедших. Согласно обычаю, традиционно это старый петух, которого называют „петух-отец”. Женщины готовят обрядовые хлебцы – боговицы и калачи для святого Илии. В ряде районов Южной Болгарии жертвенное животное это бык. Гости располагаются на траве у старого капища или векового дерева близ деревни. Люди верят, что угощение в день св. Илии предохранит людей и посевы от грома и молний.
О том, как и где образуется град, есть разные объяснения. Существует легенда, что он сохраняется в небесной пещере. В Средней Западной Болгарии хранителей града зовут Кривой, Слепой и Глухой. Согласно бытующим верованиям град устраивают святые-градоносцы. Кроме могучего Илии, это еще Герман, Варфоломей, Феодор и Елисей. Как и все кары небесные, ледяная стихия ниспосылается нам как наказание за грехи содеянные, несоблюдение запретов при больших праздниках, как-то и за непочтительное отношение к святым-градоносцам.
Кстати, с градом связывали орла. Некогда считали, что он идет „во главе” облака. Потому и боялись трогать орлиные гнезда. А когда появлялась черная туча, мужчины стреляли по ней в надежде, что орел поведет ее в другом направлении. Бытовало верование, что если взглянуть на градоносное облако сквозь вербный венок, сплетенный на Вербное воскресенье и подвешенный на двери на удачу, либо сквозь сито, то града миновать. Кое-где зажигали свечу, горящую на ягненке в день святого Георгия Победоносца, выносили первое окрашенное красным цветом пасхальное яйцо и т.д. День св. Илии обязаны почитать кожевенники, меховщики, седельники и изготовители черепицы. (Rus.bg)
klement

Христос в ракете...


в этом необычном храме в маленьком селе Добърско мечтает побывать каждый "уфолог" из-за знаменитых фресок XVII века, среди которых есть две удивительные фрески Иисуса Христа в… космическом корабле...
поэтому, мы завернули туда на пятый день нашего "Сакрального путешествия",
само село, по легенде, тоже интересно - основано слепыми болгарским воинами, которых лишил зрения византийский император из Македонской династии Василий II Болгаробойца в 1014 году в кровопролитном сражении при Беласице, в которой он, взяв в плен 15 000 болгар, приказал всех их ослепить и затем отпустил на свободу...
но главная достопримечательность села, конечно - христианский храм Святых Феодора Тирон и Феодора Стратилата, построенный в 1614 г...
церковь небольшая, возводили ее уже при турках, поэтому - "не выше всадника на коне", и "привлекает внимание своими исключительно ценными стенописями и иконами, которые отличаются большим мастерством выработки при использовании нетрадиционных мотивов. Необычные изображения, использованные изографами, являются причиной того, что многие люди видят на расписанных стенах изображение Иисуса Христа в космическом корабле.
Доказательством большой ценности стенописей и икон стал тот факт, что обе алтарные иконы Иисуса Христа и патронов церкви объездили мир как часть выставки „Болгарское средневековое культурное наследие. Характерная особенность это наличие множества женских изображений по сравнению с другими болгарскими церквями, а также преобладание надписей на болгарском языке."
(ссылка>>):
Загадка церкви в Добырско
Еще в 70-х годах прошлого века о церкви Святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата и ее загадочных стенописях вспоминал швейцарский исследователь и уфолог Эрих фон Деникен в своем культовом фильме „Воспоминания о будущем“. Тогда впервые мир узнал об Иисусе Христе, изображенном в чем-то, что напоминает космический корабль, охваченный пламенем, на фоне четко обозначенной стратосферы и космического пространства. „Многие туристы, включая летчиков и космонавтов, посетивших церковь, изумлены этими фресками. Современная наука не имеет им объяснения!“, – рассказал нам глава администрации села Добырско Никола Найденов. Подобные космические элементы, но не так сильно выраженные, мы обнаруживаем и в других стенописях этой эпохи. Согласно богословской трактовке, это символика, изображающая славу Бога. Не так, однако, думают уфологи и любители теорий об инопланетном разуме и НЛО.
Но не только эти необычные стенописи отличают церковь в Добырско от большинства православных храмов. Ее каменная конструкция, построенная в 1614 году в форме трехъярусной базилики, снаружи не производит особого впечатления. Когда в 1978 году реставраторы занялись ее обновлением, стены были покрыты толстым слоем сажи. Но после их очистки специалистов изумили яркие изображения библейских сцен и одухотворенных лиц святых, настолько живых и совершенных, что напомнили шедевры художника эпохи Ренессанса Джотто. Со стен церкви на нас смотрят не бледноликие, истерзанные мученики, как повелевают каноны православия, а лучезарные, молодые лица людей, от которых струится свет и жизнеутверждающая радость. "церковь эта маленькая, всего 160 кв. м., а образов в ней целых 460, - рассказывает Никола Найденов. – Нигде в Болгарии больше нет так плотно расписанных храмов. Здесь не осталось ни сантиметра пустого пространства. В церкви есть более 30 образов святых. Так много женских образов в одном месте, вы не увидите ни в каком другом болгарском храме. А мужских ликов еще больше. Уникальны стенописи двух святых воинов святого Димитрия и святого Георгия во весь рост – что-то, что можно увидеть только здесь и в Зографском монастыре на Афоне. Во всех других храмах они изображены на коне. Уникален и иконостас с царскими вратами, и изображенные над ним более 12 апостолов во весь рост – нечто, что тоже встречается редко!“.
В среднем куполе изображены сюжеты из жизни Спасителя. Здесь мы видим и знаменитую стенопись Преображение, в которой Иисус представлен в готовом к полету космическом корабле. В южной части храма, в свою очередь, взору открываются сцены снятия тела Христа с креста, надгробный плач и… знаковая фреска „Сошествие в Ад“. На ней Спаситель изображен спускающимся на чем-то напоминающем огненную ракету для того, чтобы открыть райские врата. У церкви есть еще одна загадка, и связана она с лечебными свойствами бьющего в ее дворе родника. Здесь постоянно вьется очередь людей с бутылками в руках.
„Родник никогда не уменьшает и не увеличивает свои дебит, и не замерзает даже в самые холодные зимние дни, - рассказывает Никола Найденов. – Его вода лечебная. Речь идет о легких заболеваниях, таких, например, как ячмень, раздражение глаз, легкие воспаления,- отметил в конце нашей беседы Никола Найденов.
(Перевод Снежаны Никифоровой) (ссылка>>)

я просто обалдел от впечатлений - потрясающие, канонические фрески болгарской школы, которая дала начало нашей, русской, и, которую изучал еще в далекие 70-е, и просто сказал Игорю - ОГРОМНОЕ спасибибА...!!
фотографировать внутри там нельзя, но маленько совсем успел пощелкать, не оч качественно (навскидку) - смотрите, все кликабельно:
klement

Двор кириллицы (Плиска)...


2 мая 2015 г. тишина в небольшом селении Плиска, бывшей первой столице Болгарского государства, была оглашена прибывающими тысячами людьми. Повод был знаменательным - празднование 1150-летия Крещения болгар в восточно-православную христианскую веру. Старая Базилика встретила высших духовных и светских личностей со всего славянского сообщества на Божественной святой литургии по случаю праздника.

Большая часть человеческого множества собирается и на поляне на противоположном конце городка. Они ориентируются по огромному 12-метровому кресту, который возвышается за высокой каменной стеной. На нем весит герб со старой болгарской розеттой, обрамленной именем Плиски и заветом Аспаруха "Здесь будет Болгария!" На обычных деревянных воротах обычными буквами написано: Двор кириллицы. В день праздника ворота открываются, чтобы встретить первых посетителей одного уникального не только для Болгарии, но и для мира, культурно-исторического комплекса.

О создании этого своеобразного дома букв кириллицы рассказывает его инициатор - Карен Алексaнян - армянин, поселившийся в Болгарии и научивший многое о нашей истории:

"Из частичных данных, достигших до нас из "Жития св. Климента Охридского" от Феофилакта Охридского, мы узнали, что после смерти св. Мефодия 6 апреля 855 г. в Европе начались мучения над его и св. Кирилла учениками. Более молодые из них были отвлечены в рабство, а пожилые - выгнаны.

Климент, Наум и Ангеларий успели достичь до Белграда, который в то время был болгарской пограничной крепостью. Там их встретили с радостью и отправили с почестями в Плиску к царю Борису, потому что они "мечтали о Болгарии", а царь "давно жаждал таких ученых людей". По их прибытии в столицу (около 866 г.), Борис разместил Климента и Наума в доме боила Есхача, а Ангеларий - у другого своего доверенного боила Чеслава. Некоторое время царь хранил в тайне пребывание в Плиске носителя новой славянской письменности, "пока приготовим полностью то, что надо сделать". Но сам он был охвачен сильным желанием "каждый день разговаривать с ними".

Именно под воздействием прочтенного в житие, я увидел в своем воображении дом Есхача, где Климент, Наум и Ангеларий переработали глаголицу в кириллицу, сообщили радостную новость царю Борису и пригласили его, чтобы показать ее. Я представил себе царя, сидящего на троне в одном конце двора, а перед ним - буквы, выстроенные как солдаты церковной славянистики. Напротив фигуры Бориса, в дали, перед западной стеной, я видел большой крест, а перед ним как белые видения - образы св. Кирилла и св. Мефодия. Книга в их руках была написана на глаголице, но их взгляды благословляли новые буквы кириллицы.

Так родилась идея создания Двора кириллицы. К сожалению, не известно, где точно были дома боилов, в которых творили ученики Кирилла и Мефодия. Может быть Господ привел меня и показал место, где были созданы буквы. Этого мы не узнаем, остается только надеяться и мечтать, что это так и есть".

Респект перед делом царя крестителя и объединителя болгар представляет собой часовня в конце двора - "Св. Борис I Креститель". Очень простая и в то же время - внушительная со своими каменными стенами, резьбовым алтарем и иконой царя-святого. Аскетическая атмосфера в часовне помнит тайное крещение Бориса и внушает единение правителя и духовника, непримиримого борца за христианизацию болгар и смиренного монаха, ищущего душевного успокоения после трудных лет своего царствования.

Часовня освящена 25.04.2015 г. Варненско-Преславским митрополитом Иоанном. По воле создателя, каждая свеча, зажженная в часовне святого, является лептой для поддержания церкви в Плиске.

Справа от тяжелых ворот часовни находится камень с крестом – хачкар. Это самый простой, но и самый величественный символ старейшего христианского государства - Армении. С начала своего создания по сегодняшний день земля усеяна более чем 100 000 подобных памятников. Проходил какой-нибудь мастер по своему пути, видел каменный валун и начинал тесать на нем крест. Потом уходил и оставлял христианский знак, чтобы все знали, что эта земля священная. Поэтому все хачкары разные и неповторимые. Как установленный во Дворе, на котором написано на армянском: "Этот камень хачкар установлен в честь прославления болгарского народа по случаю 1150 лет Крещения".

Высокие более 2 м буквы кириллицы сделаны в Армении 12-ю армянскими скульпторами, во главе с народным мастером Рубеном Налбандяном, и перевезены в Болгарию на 2 грузовиках. Натуральный черепичный цвет песчаного туфа, из которого сделаны скульптуры, излучают тепло и силу армянской земли. Шесть из букв исписывают имя первой болгарской столицы ПЛИСКА. Остальные расположены свободно на площади, покрытой травой, без следования алфавитного порядка. Потому что каждая имеет свое послание с изображениями и своими орнаментами.

Скульптуры царя Бориса и св. Кирилла и св. Мефодия сделаны болгарским скульптором Бехчетом Данаджи. Комплекс включает в себя и галерею с постоянной экспозицией, рассказывающей картинами историю Крещения, принятие кириллицы в Болгарии и признание церковных славянских книг христианским миром. Имеется конференц-зал и сувенирный магазин. Все они дополняют общий ансамбль комплекса.

Двор представляет собой открытое солнечное лицо каждого дома. Создает ощущение простора, но и защищенности своими прочными стенами. Это вход к своему, но и начало пути для его обитателей к миру других. Люди обставляли свои дворы с любовью, содержали их в чистоте и заполняли их жизнью и красотой. Таким является и Двор кириллицы - место, где буквы кириллицы возвращаются домой, подарив свет и знание одной значительной части человечества.

Двор кириллицы высказывает огромную благодарность г-ну Агабабяну Ашоту Сергеевичу, депутату Народного собрания Армении, за неоценимую и бескорыстную помощь в организации поставки букв и хачкаров в Болгарию.
(ссылка>>)


в самой Плиске (а историческая столица находиться в нескольких километрах дальше) мы посмотрели памятник царю Борису I - "правителю Болгарии с 852 по 889 годах, принявшему христианство в качестве государственной религии" (фото 1) и интересный и необычный комплекс - "Двор на кирилицата"...
создал его армянин - Карен Алексaнян, что сразу стало понятно, как только мы вошли во двор и увидели буквы кириллицы из армянского туфа с характерной резьбой, там же - прекрасные скульптуры Кирилла и Мефодия, царя Бориса, часовня, и оч интересный музей - своеобразная иконография болгарской истории...
а рядом - целый гостевой комплекс и великолепный ресторан, впервые попробовал хачапури и долму...:)
смотрите (все кликабельно):
klement

Манастир Свети Георги, Поморие...


Свети Великомъченик Георги Победоносец - Мъжки Манастир гр. Поморие, или Монастырь Святого Георгия (Поморие) в вике:
"мужской православный монастырь в городе Поморие, Болгария, на берегу Чёрного моря. Год основания обители неизвестен, однако предполагается, что он был основан в начале XIX века. Земля на месте монастыря принадлежала турецкому бею — Селиму, который страдал от неизлечимой болезни. У него работал некий болгарин, которому приснился сон, что в определённом месте есть чудотворный источник, вода которого способна исцелять болезни. Сначала болгарин не обратил внимание на сон, но во сне ему стал являться прекрасный всадник на белом коне — Святой Георгий Победоносец. Растревоженный снами болгарин раскопал место и нашёл мраморный барельеф святого Георгия. Когда он достал барельеф, на месте стала струиться вода — он обнаружил чудотворный источник. Он рассказал своему господину о снах и находках. Селим-бей удивился и вызвал местного православного владыку. Тот прочитал над ним молитвы, после чего окропил Селим-бея водой из источника, и Селим-бей выздоровел.
Поражённый чудом Селим-бей крестился со всей своей семьёй. На земле около источника была построена часовня, а затем и монастырь, земли же Селим-бей подарил монастырю. По преданию, первым настоятелем обители и стал сам Селим-бей.
В 1935 году монастырь был передан Сливенской митрополии Болгарской православной церкви"
- предания рассказывают (это есть на территории монастыря), что еще до основания монастыря на том месте в VII веке существовал храм, который тоже был посвящен Святому Георгию. Но после начавшегося османского нашествия на болгарскую землю, здание было разрушено. В древний город Анхиало, а ныне город Поморие христианство проникло еще в конце I ваека. По преданию через Анхиало, который был тогда большим административным и портовым центром проходил Святой Апостол Андрей по дороге в Киев. Во времена императора Диоклетиана (284 - 305) из Фригии есть упоминания о том, что святая Севастиана посещала Балканский полуостров и проповедовала в Анхиало. В то время город был уже церковным центром.

мы с Женей туда поехали, чтобы сфотографировать мощи, но мощей не нашли (постеснялись спросить), а вот маленький музей нам любезно открыли - музей совсем небольшой, но интересный: атрибутика церкви, иконы, старая утварь, рукописные книги, даже старинные монеты, очевидно найденные на территории монастыря, некоторые экспонаты оч интересны: на фото 9 икона явно века XV-XVI...
к сожалению экспонаты не атрибутированы и нет табличек, так что сказать где и что трудно - смотрите (кликабельно):
1.
2.3.4.
5.
6.7.8.
9.
10.11.12.

святыни монастыря: барельеф святого Георгия, найденный над источником и чудотворная икона святого Георгия Победоносца.

монастырский источник с чудотворной водой, как понял - источников два: один этот и один внутри часовни-звонницы...
занятная картинка - в духе кришнаитов получилось, смесь мусульманского и православного...:)
klement

Церкви Несебъра - Церковь Святого Стефана, XI век...

_DSC3697_1.jpg
Стефа́н Первому́ченик - первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями, почитается, как святой, архидиакон и апостол.
"Церковь Святого Стефана, или Новая Митрополитская - самый большой и хорошо сохранившийся храм. Его начали строить в 11 веке, в период заката первого Болгарского царства, и захвата Болгарии Византией. Потом не раз переделывали. Западная часть церкви была уве¬ли¬че¬на в 16 веке (1590-е гг.), а при¬твор (нартекс) при¬стро¬ен в 18 веке, в эпоху болгарского возрождения. По планировке это типичная трехнефная базилика с тремя апсидами и нартексом. Средний неф или корабль поднимается над боковыми нефами и увенчан восточной и западной арками. Материалы постройки - камень и кирпич на известковом растворе.
Фасад украшен в традициях болгарской архитектуры поясами из кирпича и цветными керамическими вставками. При строительстве церкви употребили много архитектурных элементов (карнизы, капители, рельефы) из демонтированных ранее греческих зданий. В интерьере церкви, как это часто бывало в средние века, использовали так мраморные детали античных построек. Так стены центрального нефа опираются на арки, которые покоятся на двух мраморных колоннах. Перевернутые коринфские капители служат базой колонн. Пол церкви покрыт мраморными могильными плитами из античного некрополя. Перед царскими вратами алтаря – мраморная ступенька, когда-то бывшая карнизом здания.
Св. Стефан – ценнейший памятник церковной архитектуры и живописи Болгарии, поскольку здесь прекрасно сохранились стенописи позднего средневековья. На одной из дверей в южной части церкви сохранилась одна из дат - 1599 год (16 век), а в притворе располагаются фрески 18 века. Первоначально церковь была названа в честь Богородицы. Вот почему фрески тематически связанны с жизнью Божией Матери. На них изображены более 1000 фигур в 258 композициях. Особенности стиля позволяют выделить руку трех мастеров: два из них работали на восточной части наоса, а один на западе. Вверху центральной апсиды изображена Богоматерь с младенцем Христом на троне и двумя архангелами по сторонам, над западным входом – Успение Богоматери. В центральном нефе представлены сцены Чудес Иисуса Христа, а в боковых нефах - житийные сцены святых. Любопытно, что одна из стен украшена светской сценой, что-то немыслимое в соответствии с церковным каноном, а фреска рассказывает историю рыбака, который тонет и спасен Богом, после чего выживший дает богатый пир для своих спутников. В нартексе написаны сцены Страшного Суда в традиционной иконографии 18 века.
В церкви сохранились оригинальный иконостас конца 16 века. Сюда, в церковь Св.Стефана была перенесена резиденция архиепископа из базилики Св.Софии. Резной архиерейский трон и амвон – атрибуты Новой Митрополии так же сохранились в интерьере церкви. Благодаря сохранившемуся архитектурному облику, иконостасу и, прежде всего, его художественным фрескам, церковь «Св. Стефан "является одним из самых значительных памятников болгарского культурного наследия. Сейчас церковь работает как музей." (ссылка>>)
SvStephan_plan.jpgDSC04820.jpgDSC04824.jpg
DSC04797.jpg
DSC04821.jpgDSC04823.jpgDSC04836.jpg
DSC04833.jpgDSC04834.jpgDSC04849.jpg
DSC04828.jpg
DSC04831.jpg0_106c76_c62039ea_orig.jpg0_106c6f_50924367_orig.jpg
0_106c6a_30d9ee00_orig.jpg0_106c70_1504bfab_orig.jpgDSC01004.jpg
klement

болгарский Пиросмани...

DSC04611.jpg
во время нашей поездки на минеральные бани в Девин, проезжая через знаменитое болгарское село Широка-Лыка, у самой дороги я приметил интересную церковь, и на обратном пути тормознул народ, не оч то интересующийся историей...
тормознул, и не пожалел: церковь оказалась оч интересной -
- во-первых это перепев больших и знаменитых болгарских церквей с их колонадными террасами перед притвором (фото 1), но что необычно - колокольня вынесена отдельно за ограду церкви, на холм, в виде часовни (фото 2)...
- во-вторых: там оказались оч необычные и занятные фрески (фото 5-8) и иконостас (фото 9)...
как можно прочесть на фризе при входе (фото 3) - это церковь "Успения Пресвятой Богородицы", построена она была в 1834 году, во времена "Болгарского возрождения", но еще при турках, поэтому нет купола...
церковь, оказалась уникальной: "иконостас церкви уникален по своему стилю, предполагается, что он написан братьями Димитром и Захарием Зографами из Самокова или их учениками. Существует также гипотеза, что они сами нарисовали церковь." (ссылка>>)
вот насчет профессиональных художников Димитра и Захария Зографов, что-то я сомневаюсь - если фреска "Рождение Христа" (фото 6) еще похожа на их работу, то фреска в куполе - "Иисус Пантократор" (фото 8) и фреска на стене - "Святой Георгий (фото 5) вовсе не похожа на работу мастеров, да и иконостас расписан явно наивно...
меня оч поразили фрески, я прямо ахнул, когда увидел - настоящий а-ля Пиросмани с его наивным и прямодушным письмом от "народа"...
мбыть и не прав, но мне кажется, что это какой-то местный мастер-умелец, подобный гениальному грузинскому Пиросмани, дописал то, что не успели братья Зографы...?
смотрите, все кликабельно:
DSC04638.jpgDSC04608-HDR.jpgDSC04624.jpg
DSC04626.jpg
DSC04627.jpgDSC04629.jpgDSC04630.jpg
DSC04633.jpg
DSC04634.jpgDSC04636.jpgDSC04602.jpg
klement

Атанасов день - середина зимы...


Каждый год 18 января Святой Атанас седлает своего белого коня, едет в лес и кричит: „Уходи зима, приходи, лето!”. В народном календаре этот праздник называется Атанасов день или Средизима („Середина зимы”), святому посвящены сказочные поверья, а уже много веков болгары почитают его специальными ритуалами.
18 января Болгарская православная церковь чтит память святителя Афанасия, архиепископа Александрийского. Он был первым распространителем в Европе монашества, зародившегося в Египте. Известен и тем, что яростно противопоставлялся еретикам, последователям Ария. За эти свои дела еще с эпохи раннего христианства его называли Великим.
В представлениях болгарского народа Атанас или Танас (как его еще называют в фольклоре) – часть большой небесной семьи. Его братья – святые Никола, Илия и Василий, а святой Антоний – его близнец. Поэтому и их праздники следуют один за другим – Антонов день отмечается 17 января.
В одной легенде рассказывается, как Господь решил поделить мир между шестью братьями-молодцами. Святому Атанасу достались льды и снега, и поэтому болгары почитают его как покровителя зимних бурь. С его дня начинается переход от зимы к лету, а светлая часть суток увеличивается на „одно зерно проса”.
Согласно верованиям, Антон и Атанас – покровители чумы и оспы. Болезни рождаются на Антонов день, а на Атанасов день начинают ходить по миру. Чтобы умилостивить их, женщины приготавливали обрядовый хлеб без закваски, намазывали его медом и раздавали родственникам и близким. В середину хлеба втыкали базилик, о котором верили, что он приносит здоровье и предохраняет от плохих сил.
На Атанасов день существовал и ряд ограничений что касается некоторых видов деятельности. Женщины не должны были вязать и прясть, приготавливать бобовые. Согласно поверью, тогда болезни не будут сердиться и быстро покинут дом, а дети не заболеют корью.
Как говорится в народных сказках, Антон и Атанас были кузнецами. Работали они как-то раз, железо перегорало в печи, а Атанасу нечем было вытащить его, кроме как голыми руками. Тогда пришло ему в голову использовать две металлические палки. В кузнице лежала собака, и святой решил сделать металлический инструмент, похожий спереди на лапы животного. И так он изобрел первые клещи в мире.
А с этого момента братья стали покровителями кузнецов, изготовителей ножей и слесарей. В их честь представители этих профессий каждый год приготавливали обрядовое кушанье на Атанасов день. Эта традиция сохранилась и до наших дней в разных районах Болгарии. Интересный обычай описан в нескольких селах в Северной Болгарии. Когда-то сгоняли баранов в центр села и ритуально „лечили” их от чумы. Затем выбирали самых красивых животных, чтобы принести их в жертву Богу, и приготавливали из них курбан – обрядовая трапеза.
На Атанасов день – 18 января – в некоторых районах Болгарии совершали ритуалы побратимства. Болгары верили, что братья-близнецы Антон и Атанас будут заботиться о побратимах и покровительствовать их родство. В народе эта форма родства была исключительно важной. Люди, решившие стать побратимами, обязывались до конца жизни относиться друг к другу с почтением и уважением – так, как относились к своим кровным родственникам. Семьи побратимов тоже становились родственниками.
И курбан, и общая трапеза после ритуала побратимства неизменно завершались веселыми хоро, которые танцевали все – от мала до велика. (Rus.bg)