klement

роясь в архивах 26.03.2017 - Ахтопол, Царево, Китен...


решили посмотреть южные городки на побережье, тем более, что они входят в программу Министерства туризма: "Морските крепости на България">>....
погода стоит хорошая, солнышко с ветерком, правда, так что "с ветерком" и доехали:

Ахтопол (76,8 км от Бургаса) - маленький, уютный городок (1400 жителей), скорее рыбацкая деревня, но вполне себе обустроенная и симпатичная: с морским причалом, парой церквей и даже музеем...
история, как и положено в Болгарии, у него богатая:
Основан греками из Аполлонии (ныне город Созопол), находившейся 58 км севернее, под именем Авлеон Тихос. В Византийскую эпоху назывался Агатуполис. Один из немногих городов, остававшихся в руках последнего императора Византии Константина Палеолога. Перешёл к туркам перед осадой и падением Константинополя в 1453 году. Его современное имя восходит к греческому Актополи — прибрежный город. Ахтопол существовал с эпохи неолита, известно, что в железном веке район населяли фракийские племена. Вероятно, Ахтопол основан около 430 г. до н. э. греческими колонистами из Афин, что связано с действиями Перикла в прибрежных районах. Город стал центром торговли, начали чеканится монеты. После варварских вторжений с V—VII веков город восстановлен византийским военачальником Агатоном, который назвал город Агатополис (Agathopolis греч. Согласно другим источникам, он назван таким образом уже в 323 году до н. э.
В средние века Агатопол несколько раз включён в территорию Болгарии. Средневековые источники упоминают Ахтопол как живой торговый порт, куда прибывало множество византийских, итальянских и других кораблей. После вторжения Османских войск в конце XIV века город назван Ahtenbolu. В 1898 году Ахтопол состоял из 410 домов, из которых 300 греческих и 110 болгарских. В XIX веке являлся процветающим центром рыболовства и внешней торговли, многие местные жители владели собственными кораблями и продавали товары всему населению Чёрного моря и Средиземного моря. Возделывание виноградников также хорошо развито. После Балканских войн (1912—1913) город относится к Болгарии. Его греческое население вытесняется, и на их место поселились болгарские беженцы из Восточной Фракии. В 1918 году Ахтопол почти полностью уничтожен огнём, включая старый собор «Успенский». После пожара современный город построен заново.
(ссылка>>)

смотреть мы приехали:
- Храм памятник "Св.Възнесение Господне" (1776 г.) - не нашли, вмето нее нашли старый высотный репер с колоколом (фото 11)...
- Храм "Успение Богородично" (фото 5,9) - это новодел, еще не открыт, очевидно на месте сгоревшего (в вике указан, как Храм „Свети Цар Тервел“)...
- античная и средневековая крепость (фото 6,7,8) - от нее мало что осталось, только кусочки - растащили на строительство, один дом там стоит прямо на останках, смотрите (кликабельно):

а музей (фото 10) оказался закрытым, не сезон, так что мы поехали дальше (вернее ближе к Бургасу):

Collapse )
klement

роясь в архивах 25.03.2015 - Слънчев бряг, история...


странно было бы - жить в этом месте и не знать историю - вот мы с Дмитричем и осваиваем, в инете нашел старые фото Солнечного 60-70-х годов, и пошли мы искать эти же места в нынешнем...
нашли почти, что все - несколько объектов осталось под вопросом, уточним - дополню, ну, а теперь об истории:
собственно, история Слънчева бряга началась с проекта, разработанного в 1957 году архом  Никола Николовым, а строительство началось с указа Совета Министров НРБ №120 / 30 июня 1958 года...
- сама бухта Солнечного не представляла интереса для проживания в древности - болото, лес, пологий берег с малым перепадом глубины, все это не способствовало его развитию, с юга бухту ограничивал древний порт - стариат Несебър, с севера рыбацкая деревня - Светы Влас, на территории Солнечного, говорят, были древние колодцы для нужд Несебра (попробуем найти)...
так, как территория была сильно заболочена (болото и сейчас рядом), то освоение Солнечного началось с завоза большого количества грунта и посадки деревьев (подробности здесь>>), а с 1 сентября 1958 года по июль 1959 года были введены в эксплуатацию первые 30 гостиниц и 4 шале на 2655 мест, 5 ресторанов, и были приняты первые восемнадцать тысяч туристов...
поиск мы начали с первых построек (все фото кликабельны):
первый отель - "Калина", открыт 1 июня 1959, искали - нашли только этот отель: "Kalina Garden", не оч похоже, что его построили в 59-м, разве, что в основе - панелька, что слева:

первый ресторан - "Нептун", открыт 1 июня 1959, такого ресторана не нашли - есть отель "Нептун" с баром, ну и что-то похожее на старое в этом районе:


а вот, что мы нашли точно:
Collapse )
klement

роясь в архивах 24.03.2018 - пещера "Дьявольское горло"...


на второй день нашего "Сакрального путешествия" мы выдвинулись через Асеновград в сторону Сандански...
согласно намеченному маршруту должны были заехать к медведям, но по пути оч часто попадали "коричневые указатели" (они обозначают в Болгарии памятники культуры), и я постоянно верещал о них - надоедая Елене и Игорю, наконец, на одном из них - "Дяволското гърло" налево, ребята не выдержали и свернули,...и не пожалели...! :)
пока ехали к пещере по именно, что - дьявольскому Триградскому ущелью, постоянно звучало - "ОЙ" и "АХ", Родопы развернули перед нами все свои чудеса и красоты...!
сама пещера колоссальна и оч и оч мрачна:
Переступив через ее порог, чтобы окунуться в тысячелетний полумрак, человек чувствует себя крохотной песчинкой среди огромной Вселенной. Вслушавшись в грохот ее водопада, сразу исчезающего в бездонный лабиринт, нельзя не испытать преклонение перед величием матери природы. А если к тому же тебе расскажут и сохранившиеся про нее легенды, то тебе сразу захочется убежать как можно дальше от этой подлинной адской геенны. Эту пещеру, вход в которую напоминает пасть, разинувшую среди скал Триградского ущелья, неслучайно называют «Дьявольское горло». Своей таинственностью пещера заманивает десятки тысяч желающих заглянуть в царство Гадеса. Но будьте спокойны: все они выходят из нее в хорошем здоровье и с уникальными воспоминаниями.
Пещера была хорошо известна древним фракийцам, обитавшим гор Родопы. Они верили, что с внушительной пропасти, которая извергала туманный дым и зловонные дыхания, начинался путь, уводящий в потусторонний мир. Именно через эту пещеру, согласно одной из легенд, Орфей спустился в Царство смерти, чтобы вернуть среди живых свою музу Эвридику. Бог Гадес, однако, поставил ему условие – не поворачиваться назад к любимой до тех пор, пока не покинут его царство. Проходя через Грохочущий зал, Орфей перестал слышать шаги Евридики и повернулся, чтобы убедиться, следует ли она за ним. Тем самым, он нарушил условие Гадеса и потерял навсегда свою любимую, которая укатила в пропасть.
С тех пор прошли годы, века, тысячелетия, но эта бездна, похожая на разинутую рану, продолжает вселять страх и почитание среди местных людей. Во времена османского ига пещеру называли «Страшный судья», так как в ее бездонное горло без суда и приговора бросали воры и убийцы. Ни один смертный не осмеливался спуститься в ее пасть до 1961 года, когда на это решилась группа отважных альпинистов из Софии. Именно они установили, что речь идет о глубокой 60 метров пропасти, по которой грохочет самый высокий подземный водопад на Балканах. Это Триградская река, которая истекает из соседней Греции и после болгарского уже села Триград спускается в бездну Дьявольского горла.
«Лучше всего то, что все трое скалолазы из Софии, раскрывшие тайну пещеры, остались живыми, в отличие от их молодых коллег из Варны», – отметил наш гид Мичо Солаков. Он рассказал о том, как в начале 70-х годов минувшего века 21-летняя Сияна и 27-летний Евстати сделали неуспешную и единственную до сих пор попытку исследовать, так называемый, Сифон. Это место, где бурные воды реки исчезают в недра земли как в горловину сифона. Точно так же исчезли и молодые исследователи. Рискуя своей жизни, водолазы попытались найти хотя бы их тела, но безуспешно. И по сей день никто не сумел разгадать подземный путь реки. Эксперты считают, что речь идет об огромном подземном лабиринте, который удерживает все, что попало в реку. Неуспешными оказались и попытки проследить водные течения при помощи окрашенной воды. Краска появилась далее в русло реки лишь через два часа.
«Куда пропадает все это время вода, что она делает – Бог весть! – удивляется и наш гид, пока ведет нас к 150-метровом естественном тоннеле, уходящем прямо в Грохочущий зал. – Это крупнейший благоустроенный подземный зал в Болгарии, внутри него можно разместить весь столичный кафедральный храм-памятник Св. Александру Невскому», – удивляется Мичо Солаков. У него мы также узнаем, что в подземной части реки проживает местный вид форели, никогда не видавший света. Это заметно изменило и внешний вид рыб. У почти всех появились на коже белые пятна, а более взрослые экземпляры – практически слепые. В то же самое время, мы созреваем у самого входа в пещеру множество черных пятен. «Здесь собралась вся колония летучих мышей в районе. Более 35 тысяч экземпляров проводят в пещере свою зимнюю спячку», – пояснил наш гид. По мнению Мичо Солакова, вне всякого сомнения, именно «Дьявольское горло» является входом в мифическое царство Гадеса. Ведь сама природа изваяла на здешних каменных глыбах изображения Орфея и Евридики, а также еще многих героев этого древнего мифа.
«В пещере можно увидеть застывшие каменные герои этой легенды, – продолжает свой рассказ Мичо Солаков. – Здесь и лодочник Харон, и Сизиф со своим камнем, как он описан в легенде, согласно которой, «когда услышал песню Орфея, Сизиф приостановился и заслушался в музыку». Здесь также можно увидеть собаку Цербер, сторожащую реку. Далее следует, так называемая, «Орфеевая вода». Там Орфей страдает по своей любимой, а в легенде говорится, что «из слез его заструился ручеек, утоливший жажду мертвых». Такой именно ручеек есть и в пещере. Его родник стал своеобразным святилищем, у которого расставлены небольшие иконы. Посетители пещеры обмываются его водой или пьют из него, после чего бросают в нем мелкую монетку и загадывают желания», – утверждает Мичо Солаков.

Туристов впечатляют и другие высеченные в скале фигуры. Еще у входа их поджидает вытесанная голова дьявола, а в Грохочущем зале сторожит выпрямившийся во весь рост фракийский воин. Чтобы взобраться обратно, необходимо подняться по крутой металлической лестнице, имеющей 301 скользкую ступень, которая подымается мимо бушевавшей воды водопада. Так что всех, кто решит посетить эту мифичную пещеру, ожидают незабываемые переживания! Добро пожаловать в Дьявольское горло! (ссылка>>)


летучих мышей не видели, водопадище ощутили, а в силу "утомленности" после трапезы с ракией в Бачковском монастыре, три брата-акробата (я, Игорь и Виктор), прошли по пещере только до первого зала, а мои дрожащие руки и "Sony" не позволили снять толком внутри пещеры, так что - единственный, среди нас мужественный человек, прекрасная Елена прошла за нас весь путь (а он там немалый,вот карта>>) и сделала отличные фото...
смотрите (все кликабельно):
klement

роясь в архивах 23.03.2018 - Бачковский монастырь...


Бачковский монастырь - был первым объектом нашего "Сакрального путешествия" и первой ночевкой...
  история его оч интересна, я очень пожалел, что не ознакомился с ней заранее:
Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир, в древности «Петрицонский») — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда. Знаменит своим удивительным сочетанием традиций византийской, грузинской и болгарской культур. Бачковский монастырь — одно из самых посещаемых мест в Болгарии, важный туристический центр, входит в список ста национальных достояний Болгарии.
Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастырья на греческом, грузинском и армианском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами.
Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи.
Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским.
После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью.
С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар.
В 1604 в центре монастыря был воздвигнут новый храм в честь Святой Троицы.
В последней четверти XIX столетия, в связи с крайним обострением греко-болгарского церковного спора, между обеими сторонами шла упорная борьба за обладание монастырем. Окончилась она тем, что в 1894, по просьбе монастырского братства, Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял монастырь в своё ведение.
Пережив первую волну турецкого нашествия, монастырь, однако, не смог избежать участи других религиозных учреждений и в XV веке был разграблен, а позже разрушен. Начало восстановления духовной жизни Бачковского связывают с XVI веком. В 1604 году были отреставрированы уникальные фрески, дошедшие и до наших времен. (ссылка>>)


  оказывается, основан он был грузином по происхождению и византийским военачальником - Григорием Пакуриани и первоначально монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами...
  а я то недоумевал - почему церкви такие "не византийские", и никак не мог понять, что они мне навевают,...оказывается - Грузию и ее строгие храмы с пирамидальными куполами...
  Монастырские здания и стены образуют два прямоугольных двора - северный (оригинальный) и южный (добавленный в 30-х годах XIX века); на северном дворе - два храма: Успенский собор („Успение на Пресвета Богородица“ (фото 4) - соборный храм был впервые построен еще при первом ктиторе обители, Григории Бакуриани. Нынешний собор в честь Успения Божией Матери был возведен в 1604 году, на основе прежнего. Ктиторская надпись датирует роспись церкви 1643 годом: Архангельский храм (Църква „Св. Архангели“) (фото 5,7,10)- храм во имя Святых Архангелов был построен до XIII века, а затем значительно перестроен - вероятно в середине XIV века, в период между 1839 и 1841 годами Захария Зограф расписал арочный свод под храмом; на южном дворе: Никольский храм (Църква „Св. Никола“) (фото 6) - храм во имя святителя Николая Чудотворца и другие постройки на южном дворе монастыря были возведены в 1834 году. Церковь и её открытый притвор была расписана Захарией Зографом между 1839 и 1841 годами.
  совершенно запредельные восторги вызывают монастырские фрески - ими расписаны стены внутри двора и интерьеры храмом - невероятное сочетание красок и форм (фото 13 - 17), интересны цвета фонов - черные, темно-синие и серые, как на грузинских фресках, и совершенно спокойно можно это снимать - никто не запрещает...
  мы (вернее Игорь) побеседовали с о. Михаилом (как писал Игорь - "прозорливым старцем Михаилом в Бачковском монастыре. Он знает много, и видит будущее. И поможет и подскажет. Если есть нужда в том"), приняли участие в монастырской трапезе (фото 18) - надо сказать, что весьма и весьма скромной, и переночевали прямо на территории монастыря, вместе с паломниками, в оч приличных номерах...
  холодная погоде не дала возможности сходить наверх в горы, где (как сказал Игорь) находится место явления чудотворной иконы, к сожалению, не зная не увидели и древние ценности - меч императора Фридриха Барбароссы и султанский фирман 1452 года, до следующего раза, однако...

монастырь совсем не парадный, как Рильский, какой-то теплый и оч мирный, строгий и в то же время роскошный своими фресками - и кажется мы прислонились к самой вечности...!
смотрите (все, как всегда, кликабельно):
klement

заклееные лики...


Бачковский монастырь, церковь „Успение на Пресвета Богородица“

еще в церквях Старого Несебъра обратил внимание, что на старых фресках как будто выцарапаны глаза у ликов святых и апостолов, и вот в Бочковском монастыре - увидел то же самое...?
Игорь объяснил мне, что действительно глаза и сами лики на фресках люди соскребали, считалось, что эти соскребы обладают лечебными свойствами...!
на фото - одна из стен в притворе Церкви "Успения Богородицы", то-ли в подготовке к реставрации, то-ли просто заклеили бумагой, чтобы не соскребали...? к сожалению - не уточнил...