Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

klement

роясь в архивах 26.03.2017 - Ахтопол, Царево, Китен...


решили посмотреть южные городки на побережье, тем более, что они входят в программу Министерства туризма: "Морските крепости на България">>....
погода стоит хорошая, солнышко с ветерком, правда, так что "с ветерком" и доехали:

Ахтопол (76,8 км от Бургаса) - маленький, уютный городок (1400 жителей), скорее рыбацкая деревня, но вполне себе обустроенная и симпатичная: с морским причалом, парой церквей и даже музеем...
история, как и положено в Болгарии, у него богатая:
Основан греками из Аполлонии (ныне город Созопол), находившейся 58 км севернее, под именем Авлеон Тихос. В Византийскую эпоху назывался Агатуполис. Один из немногих городов, остававшихся в руках последнего императора Византии Константина Палеолога. Перешёл к туркам перед осадой и падением Константинополя в 1453 году. Его современное имя восходит к греческому Актополи — прибрежный город. Ахтопол существовал с эпохи неолита, известно, что в железном веке район населяли фракийские племена. Вероятно, Ахтопол основан около 430 г. до н. э. греческими колонистами из Афин, что связано с действиями Перикла в прибрежных районах. Город стал центром торговли, начали чеканится монеты. После варварских вторжений с V—VII веков город восстановлен византийским военачальником Агатоном, который назвал город Агатополис (Agathopolis греч. Согласно другим источникам, он назван таким образом уже в 323 году до н. э.
В средние века Агатопол несколько раз включён в территорию Болгарии. Средневековые источники упоминают Ахтопол как живой торговый порт, куда прибывало множество византийских, итальянских и других кораблей. После вторжения Османских войск в конце XIV века город назван Ahtenbolu. В 1898 году Ахтопол состоял из 410 домов, из которых 300 греческих и 110 болгарских. В XIX веке являлся процветающим центром рыболовства и внешней торговли, многие местные жители владели собственными кораблями и продавали товары всему населению Чёрного моря и Средиземного моря. Возделывание виноградников также хорошо развито. После Балканских войн (1912—1913) город относится к Болгарии. Его греческое население вытесняется, и на их место поселились болгарские беженцы из Восточной Фракии. В 1918 году Ахтопол почти полностью уничтожен огнём, включая старый собор «Успенский». После пожара современный город построен заново.
(ссылка>>)

смотреть мы приехали:
- Храм памятник "Св.Възнесение Господне" (1776 г.) - не нашли, вмето нее нашли старый высотный репер с колоколом (фото 11)...
- Храм "Успение Богородично" (фото 5,9) - это новодел, еще не открыт, очевидно на месте сгоревшего (в вике указан, как Храм „Свети Цар Тервел“)...
- античная и средневековая крепость (фото 6,7,8) - от нее мало что осталось, только кусочки - растащили на строительство, один дом там стоит прямо на останках, смотрите (кликабельно):

а музей (фото 10) оказался закрытым, не сезон, так что мы поехали дальше (вернее ближе к Бургасу):

Collapse )
klement

роясь в архивах 25.03.2015 - Слънчев бряг, история...


странно было бы - жить в этом месте и не знать историю - вот мы с Дмитричем и осваиваем, в инете нашел старые фото Солнечного 60-70-х годов, и пошли мы искать эти же места в нынешнем...
нашли почти, что все - несколько объектов осталось под вопросом, уточним - дополню, ну, а теперь об истории:
собственно, история Слънчева бряга началась с проекта, разработанного в 1957 году архом  Никола Николовым, а строительство началось с указа Совета Министров НРБ №120 / 30 июня 1958 года...
- сама бухта Солнечного не представляла интереса для проживания в древности - болото, лес, пологий берег с малым перепадом глубины, все это не способствовало его развитию, с юга бухту ограничивал древний порт - стариат Несебър, с севера рыбацкая деревня - Светы Влас, на территории Солнечного, говорят, были древние колодцы для нужд Несебра (попробуем найти)...
так, как территория была сильно заболочена (болото и сейчас рядом), то освоение Солнечного началось с завоза большого количества грунта и посадки деревьев (подробности здесь>>), а с 1 сентября 1958 года по июль 1959 года были введены в эксплуатацию первые 30 гостиниц и 4 шале на 2655 мест, 5 ресторанов, и были приняты первые восемнадцать тысяч туристов...
поиск мы начали с первых построек (все фото кликабельны):
первый отель - "Калина", открыт 1 июня 1959, искали - нашли только этот отель: "Kalina Garden", не оч похоже, что его построили в 59-м, разве, что в основе - панелька, что слева:

первый ресторан - "Нептун", открыт 1 июня 1959, такого ресторана не нашли - есть отель "Нептун" с баром, ну и что-то похожее на старое в этом районе:


а вот, что мы нашли точно:
Collapse )
klement

роясь в архивах 23.03.2018 - Бачковский монастырь...


Бачковский монастырь - был первым объектом нашего "Сакрального путешествия" и первой ночевкой...
  история его оч интересна, я очень пожалел, что не ознакомился с ней заранее:
Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир, в древности «Петрицонский») — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда. Знаменит своим удивительным сочетанием традиций византийской, грузинской и болгарской культур. Бачковский монастырь — одно из самых посещаемых мест в Болгарии, важный туристический центр, входит в список ста национальных достояний Болгарии.
Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастырья на греческом, грузинском и армианском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами.
Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи.
Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским.
После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью.
С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар.
В 1604 в центре монастыря был воздвигнут новый храм в честь Святой Троицы.
В последней четверти XIX столетия, в связи с крайним обострением греко-болгарского церковного спора, между обеими сторонами шла упорная борьба за обладание монастырем. Окончилась она тем, что в 1894, по просьбе монастырского братства, Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял монастырь в своё ведение.
Пережив первую волну турецкого нашествия, монастырь, однако, не смог избежать участи других религиозных учреждений и в XV веке был разграблен, а позже разрушен. Начало восстановления духовной жизни Бачковского связывают с XVI веком. В 1604 году были отреставрированы уникальные фрески, дошедшие и до наших времен. (ссылка>>)


  оказывается, основан он был грузином по происхождению и византийским военачальником - Григорием Пакуриани и первоначально монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами...
  а я то недоумевал - почему церкви такие "не византийские", и никак не мог понять, что они мне навевают,...оказывается - Грузию и ее строгие храмы с пирамидальными куполами...
  Монастырские здания и стены образуют два прямоугольных двора - северный (оригинальный) и южный (добавленный в 30-х годах XIX века); на северном дворе - два храма: Успенский собор („Успение на Пресвета Богородица“ (фото 4) - соборный храм был впервые построен еще при первом ктиторе обители, Григории Бакуриани. Нынешний собор в честь Успения Божией Матери был возведен в 1604 году, на основе прежнего. Ктиторская надпись датирует роспись церкви 1643 годом: Архангельский храм (Църква „Св. Архангели“) (фото 5,7,10)- храм во имя Святых Архангелов был построен до XIII века, а затем значительно перестроен - вероятно в середине XIV века, в период между 1839 и 1841 годами Захария Зограф расписал арочный свод под храмом; на южном дворе: Никольский храм (Църква „Св. Никола“) (фото 6) - храм во имя святителя Николая Чудотворца и другие постройки на южном дворе монастыря были возведены в 1834 году. Церковь и её открытый притвор была расписана Захарией Зографом между 1839 и 1841 годами.
  совершенно запредельные восторги вызывают монастырские фрески - ими расписаны стены внутри двора и интерьеры храмом - невероятное сочетание красок и форм (фото 13 - 17), интересны цвета фонов - черные, темно-синие и серые, как на грузинских фресках, и совершенно спокойно можно это снимать - никто не запрещает...
  мы (вернее Игорь) побеседовали с о. Михаилом (как писал Игорь - "прозорливым старцем Михаилом в Бачковском монастыре. Он знает много, и видит будущее. И поможет и подскажет. Если есть нужда в том"), приняли участие в монастырской трапезе (фото 18) - надо сказать, что весьма и весьма скромной, и переночевали прямо на территории монастыря, вместе с паломниками, в оч приличных номерах...
  холодная погоде не дала возможности сходить наверх в горы, где (как сказал Игорь) находится место явления чудотворной иконы, к сожалению, не зная не увидели и древние ценности - меч императора Фридриха Барбароссы и султанский фирман 1452 года, до следующего раза, однако...

монастырь совсем не парадный, как Рильский, какой-то теплый и оч мирный, строгий и в то же время роскошный своими фресками - и кажется мы прислонились к самой вечности...!
смотрите (все, как всегда, кликабельно):
klement

роясь в архивах 10.03.2019 - тихая Жеравна...

DSC06282_1-HDR.jpg
съездили в Архитектурно–исторический заповедник - село Жеравна:
"Жеравна расположено в горах Стара-Планина, в 12 км от г. Котел, в 50 км от г. Сливен, в 110 км от г. Бургас и в 330 км от Софии. Люди здесь жили еще в глубокой древности. В ХVІІ в. Жеравна превращается в крупный ремесленный и культурный центр с населением в несколько тысяч человек, с главной улицей и множеством лавок и мастерских. Помимо разных видов ремесел, основным промыслом населения было овцеводство.
В наши дни Жеравна является архитектурным и музейным заповедником с хорошо восстановленными домами периода Болгарского возрождения (ХVІІІ-ХІХ вв.), которые расписаны и имеют множество элементов резного искусства, с узкими мощеными улочками и многочисленными каптированными источниками. В окрестностях из недр земли бьет несколько родников, вода которых подводится к специальным каменным сооружениям для нее. 172 здания в этом селе объявлены памятниками культуры.
До сих пор в этом селении отреставрировано и возрождено 150 объектов, среди которых церковь Святого Николая, построенная в 1834 г. В ней ныне представлена богатая коллекция икон, каменной пластики и церковной утвари. Интерес для туристов представляют Дом-музей Йордана Йовкова, Дом-музей Саввы Филаретова с выставкой об истории Жеравны, Дом-музей Руси Чорбаджи с экспозицией „Быт и культура Жеравны в период Возрождения”.
Родной дом видного болгарского писателя Йордана Йовкова (1880-1937 гг.) находится на площади „Голямо бырдо”. В нем Йовков жил до 13-летнего возраста, когда вся семья переселилась в Добруджу. В 1957 г. здание было превращено в музей с сохранившейся обстановкой, в которой жил писатель. Дом объявлен памятником архитектуры и строительства в номере 53 газеты „Державен вестник” от 1978 г. Экспозиция, включающая его документы, рукописи и фотографии, рассказывает о жизни и деятельности Йордана Йовкова. Это скромная одноэтажная постройка из двух комнат и небольшой прихожей. В одной комнате представлен облик типичной для этого края обстановки в комнате с мебелью и посудой, местом, где спала семья. В другом помещении показаны произведения писателя. Наибольшую ценность представляет ручка, которой были написаны „Старопланинские легенды”. Этот сборник рассказов был вдохновлен именно сказаниями родного края. Во дворе, утопающем в зелени, сооружен памятник, на котором Йордан Йовков изображен задумавшийся, сидя на стуле. Писал этот человек для детей и взрослых и его произведения переведены более чем на 20 языков мира. Среди его наиболее известных произведений значатся именно „Старопланинские легенды”, „Вечера в Антимовском постоялом дворе”, „Если б могли говорить», драмы „Албена” и „Боряна” и другие.
В здании школы, построенной в 1867 г. находится картинная галерея, в фонде которой более чем 450 произведений болгарских и зарубежных художников. Здесь ежегодно проводятся выставки гостящих художников или этнографические выставки разных музеев страны. В доме Руси Чорбаджи можно рассмотреть оригинальную экспозицию, представляющую различные ремесла со времени периода Болгарского возрождения, какие практиковались в этом селении. Впечатление производят огромный ручной стан, а также легкие льняные ткани, сотканные местными умелицами. Дом был объявлен памятником архитектуры и строительства в № 53 газеты „Державен вестник» от 1978 г.
В сельском парке Добромирица, что рядом с селом, ежегодно во второй половине августа проводится Национальный фестиваль народных костюмов. На табличке у входа написано, что плохое настроение и вход без народной одежды категорически запрещен. В фестиваль включены песни и танцы из разных концов страны – исполнения 100 каба-гайд (волынки с низким тоном), зурн (духовой инструмент) из Петричского края, игры ходящих по раскаленным углям (нестинаров) и ряженых со всей страны, самобытные произведения ремесленников и блюда.
Места для ночевок туристов в Жеравне позволяют познакомиться с духом и старинным стилем архитектуры. Здесь нет гостиниц с современной, ультрамодной архитектурой и все гостевые дома это отреставрированные жилища времен Болгарского возрождения, в которых и обстановка под стать той эпохи."
(ссылка>>)

не сезон - АбсолютнО пусто, все закрыто - село как вымершее, даже пожрать негде, хотя на каждом шагу "механа" и "кыща за гости"...
старинные дома, атмосфера прошлого века, оч атмосферно, но... чес говоря - малость разочаровала меня Жеравна, слишком все неухоженно, запущенно, грязновато, летом, конечно, веселее будет, но...это ж один из объектов гордости - можно было и поухаживать, однако...!
смотрите, все кликабельно:
DSC06357-HDR.jpgDSC06339-HDR.jpgDSC06330-HDR.jpg
DSC06345-HDR.jpg
DSC06324-HDR.jpgDSC06312.jpgDSC06309-HDR.jpg
DSC06315-HDR.jpg
DSC06288-HDR.jpgDSC06303-HDR.jpgDSC06282-HDR.jpg
klement

роясь в архивах 07.03.2018 - могила принцессы...



В 15 веке в церкви Св.Софии была похоронена Матаиса Кантакузина Палеоло'г - отпрыск двух византийских императорских фамилий, о чем сохранилась надпись на ее надгробной плите. Опасаясь, что турки будут использовать элементы храма Св. Софии, как строительные детали архиепископ Киприан перенес надгробную плиту с могилы византийской принцессы в церковь Св. Спаса. сейчас она находится в археологическом музее.

Могила византийской принцессы Матиасы Кантакузи'ны Палеоло'г до 1441 года была кенотафом - пустой гробницей, символизирующей присутствие в Несебре трех имперских семей - Комнинов, Кантакузи'нов и Палеоло'гов, которые жили здесь в 12, 13 и 14 веках. Аркады над могилой выполнены из клинообразных камней. На них помещены семь монограмм: три из них - Палеоло'гов, две - Кантакузи'нов и одна - императора Маниулла и Комнина. Считается, что когда в 1440 году Димитрий Палеоло'г стал правителем Месембрии, верным традиции, он распорядился разместить здесь надгробие принцессы Матаис, сохранившееся по сей день.

Последние столетия существования Византийской империи во многом определялись борьбой двух знатных и богатых родов Палеологов и Кантакузинов, на императорском троне побывали представители тех и других. Трудна была в то время женская судьба. В политических интересах девушек выдавали замуж не по любви, а исходя из политических интересов. Существовали браки между представителями Палеологов и Кантакузинов и многочисленные потомки от этих браков. Византийские принцессы отдавались в жены и туркам, и сербам. Месемврия, как тогда назывался нынешний Несебр, в последние годы существования Византийской империи стала местом почётной ссылки для вельмож из знатных фамилий, в том числе и императорской. В 1441 году здесь умерла и была захоронена в церкви принцесса Матеисса Кантакузин Палеолог.
klement

В Болгарии отмечают 141-летие Освобождения...


3 марта в Болгарии отмечают национальный праздник – День Освобождения от османского ига. Это памятное историческое событие стало возможным благодаря Русско-турецкой Освободительной войне 1877-78 гг. В этот день в 1878 году в Сан-Стефано, в окрестностях Стамбула, подписан мирный договор между Россией и Османской империей, в силу которого после пятивекового рабства было восстановлено Болгарское государство. Болгария учреждена как автономное, но вассальное Османской империи государство с границами, которые охватывают почти всю территорию европейской части империи, населенную болгарами. Ее общая площадь более 170 тыс. кв. м.
По условиям договора, Болгария получила ряд прав, в частности, ей позволено требовать признания и другими странами, не подписывавшимися под Сан-Стефанским мирным договором, осуществлять международные торговые отношения, иметь собственные войска и полицию.
Одним из достижений Сан-Стефанского мирного договора было создание национального идеала единства Болгарии. Дата его подписания много лет подряд была официальным праздником. С 1990 года решением Народного собрания 3 марта объявлен национальным праздником. (Rus.bg)